Обучение и воспитание студентов проводится в процессе учебной работы. Основной формой организации воспитательной в колледже являются учебные и тренировочные занятия [2]. Профессиональное проведение занятий обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение студентами различных заданий преподавателя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на занятиях. Эти задания студенты выполняют дома или в секциях. К примеру мы можем привести разминку либо любой комплекс гимнастики соответствующий теме занятия;
Упражнения на месте с мячом
1. и. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке;
1-2-поднятся на носки, мяч вверх в обеих руках 3-4 - опуститься на ступни, руки в стороны мяч в левой руке.
2. и. п. - стоя, ноги вместе мяч в руках внизу подняться на носки и подтянуться; 3-4 - и.п.
Когда мяч вверху, смотреть на него.
3. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч внизу; 1 - наклон вперёд, прогнуться, мяч вперёд; 2 - и.п. При наклоне смотреть на мяч, ноги прямые.
4. и. п. - стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу; 1 - мяч на грудь; 2 - мяч вверх, потянуться; 3 - мяч на грудь; 4 - мяч вниз. Когда мяч вверху, смотреть на него.
5.и.п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 - мах правой ногой вперёд, мяч в левую руку под ногой; 2 - и.п. мяч в левой руке; 3-4 тоже с другой ноги.
6. и. п. - стоя, ноги вместе, мяч внизу.1 - присед, мяч вверх; 2 - и.п.
7. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 - наклон вперёд, мяч вниз; 2 - и.п. При наклоне ноги в коленях не сгибать.
8. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 - наклон вперёд, положить мяч за ногами; 2 - выпрямится; руки вверх 3 - наклон вперёд; взять мяч; 4 - и.п.
9. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч за спиной; 1 - наклон вперёд, прогнуться, мяч как можно выше. При наклоне голову не опускать, смотреть вперёд.
10. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху. Наклоны в стороны. Выполнять с большой амплитудой. Руки прямые мяч держать над головой.
Таким образом, занятия физической культурой являются основой для самостоятельных, личных или групповых занятий учащихся.
На занятиях они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у студентов воспитывается интерес к гимнастике, спортивным играм, лыжной подготовке и легкой атлетике. Все это содействует вовлечению студентов в секции, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. На сегодняшний день в секциях по волейболу, баскетболу и мини футболу занимаются около 120 студентов нашего колледжа. Активно принимают участия внутри колледжа в отборочных соревнованиях по спортивным играм. Следовательно, занятия физической культурой являются основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы со студентами.
Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на занятиях физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Например на занятиях физической культуры мы развиваем координационные способности человека, выносливость, гибкость. Использования физкультминуток при умственном и физическом труде. Задача педагога состоит в том, чтобы студенты привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.
Как по содержанию, так и по организации занятия физической культуры имеют специфические особенности. Во время занятий студентам приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, преподаватель может сознательно изменять обстановку на занятии, когда студенты неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.
План-конспект занятия.
Задачи: Совершенствование и применение соревновательного метода занятия.
Цель: Совершенствовать: Соревновательный процесс среди студентов учитывая индивидуальные способности.
Развивающая: развитие двигательных умений и навыков.
Инвентарь: набивные мячи, баскетбольные мячи, обручи, маты, барьеры.
Части занятий | Содержание занятия | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть | Построение, сообщение задач занятия. Перекличка.Ходьба (разминка стоп) Бег с чередованием с ходьбой (упражнения на восстановление дыхания). ОРУ в движении. Специальные упражнения:1.Прыжки на левой, правой ноге поочерёдно.2.Прыжки на двух ногах.3.Приставным шагом левым, правым боком.4.Прыжки в шаге.5.Подскоки под каждую ногу.6.Бег с высоким подниманием коленей.7.Бег с захлёстыванием голени.8.Ускорения. | 3мин 3х6 кругов 30.м30.м30.м30.м30.м30.м30.м30.м | В одну шеренгу, наличие формы. |
Основная часть | 1.Обводка препятствий (ведение мяча)2.Эстафета: кувырок вперёд, разложить из одного круга, в два круга по два мяча. Первый раскладывает мячи, второй собирает и т.д.3.Каракатица (туда отнести мяч положить в круг вернуться бегом, следующий возвращается с мячом и так далее)4.Кто быстрее перенесёт мячи ногами.5.Каждый игрок команды катит руками два набивных мяча, кладёт их в обруч и бежит обратно, второй забирает мячи и катит назад.6.Броски в кольцо какая команда забросит большее количество раз.7.Забить в ворота футбольный мяч, стоя спиной к воротам.8.Игра волейбол | Выполняем с учётом времени. С учётом времени. Выполнить позу каракатицы Наибольшее количество забросов. Со штрафной линии | |
Заключи тельная часть | Построение, подведение итогов занятия,организационный уход. | 3мин | (какая команда набрала наибольшее количество очков) |
Занятия физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм студентов. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должны осуществляться различные подходы к деятельности студентов.
Все эти особенности усиливают ответственность преподавателя при проведении занятий по физической культуре.
Современные требования к занятиям ФК.
Каждое занятие физической культуры должно отвечать следующим требованиям:
- иметь определенную направленность и задачи: общее, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всего занятия или серии занятий;
- быть правильно методически построенным;
- быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим оно должно в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного занятия;
- соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
- быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
- содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
- правильно сочетаться с другими занятиями в расписании учебного дня
- носить воспитывающий характер.
Занятия физической культурой имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные учебные задачи.
К общим образовательным задачам развивающей направленности относится получение студентами знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений, их применении, в зависимости от направленности и содержания занятия.
Выполнение образовательных задач может сочетаться с решением воспитательных задач. На занятиях физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.
Решение оздоровительных задач связано, прежде всего, с проявлением профессиональных умений преподавателя:
- по управлению нагрузкой на занятии;
- по применению оптимальных форм организации двигательной деятельности обучающихся;
- уровнем методического обеспечения деятельности обучающихся [1, с 15];
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества образовательной деятельности, проводимой на занятиях. Это достигается последовательным решением учебных задач, положенных в основу каждого занятия.
Список литературы:
1. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2008.
2. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2010.
3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2010.
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2008.
5. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2008.
6. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2010.
7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры [Электронный ресурс] http://www.infosport.ru/press/fkvot/
8. Журнал «Культура здоровой жизни» [Электронный ресурс] http://kzg.narod.ru/