Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры




Лесина Елена Валерьевна

преподаватель
ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт» Политехнический колледж, Россия, г. Норильск


Аннотация:Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем трудового долголетия и счастливой жизни.

Ключевые слова: занятия физической культурой как основная форма образовательной деятельности.




Библиографическое описание: Лесина Е.В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.88-92


Обучение и воспитание студентов проводится в процессе учебной работы. Основной формой организации воспитательной в колледже являются учебные и тренировочные занятия [2]. Профессиональное проведение занятий обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение студентами различных заданий преподавателя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на занятиях. Эти задания студенты выполняют дома или в секциях. К примеру мы можем привести разминку либо любой комплекс гимнастики соответствующий теме занятия;

Упражнения на месте с мячом

1. и. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке;

1-2-поднятся на носки, мяч вверх в обеих руках 3-4 - опуститься на ступни, руки в стороны мяч в левой руке.

2. и. п. - стоя, ноги вместе мяч в руках внизу подняться на носки и подтянуться; 3-4 - и.п.

Когда мяч вверху, смотреть на него.

3. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч внизу; 1 - наклон вперёд, прогнуться, мяч вперёд; 2 - и.п. При наклоне смотреть на мяч, ноги прямые.

4. и. п. - стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу; 1 - мяч на грудь; 2 - мяч вверх, потянуться; 3 - мяч на грудь; 4 - мяч вниз. Когда мяч вверху, смотреть на него.

5.и.п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 - мах правой ногой вперёд, мяч в левую руку под ногой; 2 - и.п. мяч в левой руке; 3-4 тоже с другой ноги.

6. и. п. - стоя, ноги вместе, мяч внизу.1 - присед, мяч вверх; 2 - и.п.

7. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 - наклон вперёд, мяч вниз; 2 - и.п. При наклоне ноги в коленях не сгибать.

8. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху; 1 - наклон вперёд, положить мяч за ногами; 2 - выпрямится; руки вверх 3 - наклон вперёд; взять мяч; 4 - и.п.

9. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч за спиной; 1 - наклон вперёд, прогнуться, мяч как можно выше. При наклоне голову не опускать, смотреть вперёд.

10. и. п. - стоя, ноги врозь, мяч вверху. Наклоны в стороны. Выполнять с большой амплитудой. Руки прямые мяч держать над головой.

Таким образом, занятия физической культурой являются основой для самостоятельных, личных или групповых занятий учащихся.

На занятиях они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у студентов воспитывается интерес к гимнастике, спортивным играм, лыжной подготовке и легкой атлетике. Все это содействует вовлечению студентов в секции, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. На сегодняшний день в секциях по волейболу, баскетболу и мини футболу занимаются около 120 студентов нашего колледжа. Активно принимают участия внутри колледжа в отборочных соревнованиях по спортивным играм. Следовательно, занятия физической культурой являются основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы со студентами.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на занятиях физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Например на занятиях физической культуры мы развиваем координационные способности человека, выносливость, гибкость. Использования физкультминуток при умственном и физическом труде. Задача педагога состоит в том, чтобы студенты привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Как по содержанию, так и по организации занятия физической культуры имеют специфические особенности. Во время занятий студентам приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, преподаватель может сознательно изменять обстановку на занятии, когда студенты неожиданно для себя и других вынуждены действовать в полной зависимости от коллектива.

План-конспект занятия.

Задачи: Совершенствование и применение соревновательного метода занятия.

Цель: Совершенствовать: Соревновательный процесс среди студентов учитывая индивидуальные способности.

Развивающая: развитие двигательных умений и навыков.

Инвентарь: набивные мячи, баскетбольные мячи, обручи, маты, барьеры.

 

Части занятий Содержание занятия Дозировка Методические указания
Подготовительная часть   Построение, сообщение задач занятия. Перекличка.Ходьба (разминка стоп) Бег с чередованием с ходьбой (упражнения на восстановление дыхания). ОРУ в движении. Специальные упражнения:1.Прыжки на левой, правой ноге поочерёдно.2.Прыжки на двух ногах.3.Приставным шагом левым, правым боком.4.Прыжки в шаге.5.Подскоки под каждую ногу.6.Бег с высоким подниманием коленей.7.Бег с захлёстыванием голени.8.Ускорения. 3мин   3х6 кругов  30.м30.м30.м30.м30.м30.м30.м30.м В одну шеренгу, наличие формы.
Основная часть 1.Обводка препятствий (ведение мяча)2.Эстафета: кувырок вперёд, разложить из одного круга, в два круга по два мяча. Первый раскладывает мячи, второй собирает и т.д.3.Каракатица (туда отнести мяч положить в круг вернуться бегом, следующий возвращается с мячом и так далее)4.Кто быстрее перенесёт мячи ногами.5.Каждый игрок команды катит руками два набивных мяча, кладёт их в обруч и бежит обратно, второй забирает мячи и катит назад.6.Броски в кольцо какая команда забросит большее количество раз.7.Забить в ворота футбольный мяч, стоя спиной к воротам.8.Игра волейбол             Выполняем с учётом времени. С учётом времени.  Выполнить позу каракатицы  Наибольшее количество забросов.     Со штрафной линии
Заключи тельная часть Построение, подведение итогов занятия,организационный уход. 3мин (какая команда набрала наибольшее количество очков)

Занятия физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений, воздействующих на организм студентов. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должны осуществляться различные подходы к деятельности студентов.

Все эти особенности усиливают ответственность преподавателя при проведении занятий по физической культуре.

Современные требования к занятиям ФК.

Каждое занятие физической культуры должно отвечать следующим требованиям:

- иметь определенную направленность и задачи: общее, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всего занятия или серии занятий;

- быть правильно методически построенным;

- быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим оно должно в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного занятия;

- соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

- быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

- содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

- правильно сочетаться с другими занятиями в расписании учебного дня

- носить воспитывающий характер.

Занятия физической культурой имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные учебные задачи.

К общим образовательным задачам развивающей направленности относится получение студентами знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений, их применении, в зависимости от направленности и содержания занятия.

Выполнение образовательных задач может сочетаться с решением воспитательных задач. На занятиях физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Решение оздоровительных задач связано, прежде всего, с проявлением профессиональных умений преподавателя:

- по управлению нагрузкой на занятии;

- по применению оптимальных форм организации двигательной деятельности обучающихся;

- уровнем методического обеспечения деятельности обучающихся [1, с 15];

Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества образовательной деятельности, проводимой на занятиях. Это достигается последовательным решением учебных задач, положенных в основу каждого занятия.

 

Список литературы:

1. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2008.

2. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2010.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2010.

4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2008.

5. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2008.

6. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб.пособие для вузов. — М., 2010.

7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры [Электронный ресурс] http://www.infosport.ru/press/fkvot/

8. Журнал «Культура здоровой жизни» [Электронный ресурс] http://kzg.narod.ru/

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»