Рояль – по–французски значит «царственный», «королевский», он самый интеллектуальный из всех инструментов. Умение «петь» на рояле - одна из важнейших сторон техники пианиста. Первое, на что надо обратить внимание при работе над кантиленой - вопрос туше, т.е. прикосновение.
Главную роль в достижении певучего, глубокого звучания играет правильное использование веса руки - рассчитанное мышечное давление на клавиатуру. Великий русский музыкант К. Игумнов: «… мышечные ощущения надо чувствовать и стремиться к тому, чтобы совсем слиться с роялем, чтобы между дном фортепиано и вашими пальцами не могло быть даже папиросной бумаги; следует как-то влиться в клавиатуру, приклеиться к ней. Нужно, чтобы все звенья руки словно переходили друг в друга. Важную роль играет тяжесть и падение руки. Но не надо тяжесть бросать, а надо так - я поднял и опустил. Быстрое движение вниз я очень не люблю, как и взмах вверх. Пальцы надо погружать как в вату или как в тесто».
Пальцы в кантилене должны иметь такое положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка, т.е. положение вытянутое. Для получения глубокого звука палец должен сначала плавно «войти» в клавишу, а затем нажать с необходимой силой, как будто давишь ягоды или представить как мягкое пожатие руки, а дальше расслабление. Такую игру можно назвать игрой с нажимом.
Кистевая рессора - своего рода буфер, смягчающий столкновение. Кисть после взятия ноты не оказывает никакого влияния на звук. Для полного звука кисть низкая, для лёгкого кисть высокая. Движение кисти можно сравнить с дыханием певцов. Скольжение пальцев - дополнительное средство смягчения звучания и улучшения колорита. Скольжения могут быть продольными (вдоль клавиши): либо «от себя», либо «на себя»; боковыми, направленными вправо или влево.
При протяжном звуке имеются две разные возможности:
1) сразу после извлечения звука опора «снимается», рука при этом делает, не отрываясь от клавиши небольшое движение вверх. Снятие опоры экономит энергию руки и повышает готовность к дальнейшим движениям;
2) опора сохраняется до извлечения следующего звука, при этом она усиливается соответственно воображаемому crescendo, если следующий звук более громкий.
Только требуя от рояля невозможного, достигнешь на нём всего возможного!
Список литературы:
Монографии:
Коган, Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Изд - во «Музыка», 1969. - С. 150-192, 305-310.
Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 4. - М.: Изд - во «Музыка», 1982. - С. 66