Технологии критического мышления на уроках физики в школе




Тапол Ксения Олеговна*
Коноваленко Светлана Петровна **

студентка *
кандидат технических наук **
Таганрогский Институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ («РИНХ»)




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Тапол К.О., Коноваленко С.П. ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 29-30


Длительное время в школе применялась традиционная форма обучения, которая подразумевала усвоение знаний на уроке в виде монолога учителя и далее следовало выполнение перечня заданий по изученной теме. На сегодняшний день в системе образования наблюдается тенденция развития новых форм обучения [3,с.124] с одновременной модификацией традиционных [1,с.128].

В школе, на протяжении последних лет, на уроках всё чаще применяют технологии критического мышления [2,с.192]. Критическое мышление представляет собой процесс, в котором ученик анализирует, сравнивает, синтезирует, обобщает, конкретизирует фактический материал и сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Обучение, развивающее критическое мышление обучающихся, предполагает использование различных приёмов: метод кейсов, РАФТ – технология, кластер, технология «верю не верю», синквейн – технология, «тонкие» и «толстые» вопросы и др. Они позволяют научить школьников рассуждать не только так, как это описано в учебниках, но и самостоятельно искать решение при выполнении нестандартных задач. Данная форма обучения вследствие этого становится интересным и мотивирующим средством получения знаний.

Указанные приёмы возможно использовать на любой форме и этапе уроков физики. Например, при проверке домашнего задания по теме: «Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах» в 7 классе целесообразно применить технологию «тонкие» и «толстые» вопросы. При объяснении нового материала по теме: «Электрический ток» на стадии рефлексии в конце урока обучающимся 8 класса предлагается построить кластер, в котором группируется понятие по изученной на уроке теме и между ними устанавливаются логические связи. Также возможно домашнее задание по одной из технологий критического мышления, так как данная форма домашнего задания позволяет обучающимся дома расширить углубление знаний, проанализировать и осмыслить пройденный материал.

Таким образом, применение технологий критического мышления на уроках физики позволяет разнообразить формы проведения уроков и контроля знаний обучающихся, повысить интерес к физике и мотивировать обучающихся к более глубокому ее изучению.

 

Список литературы:

1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М., 2001. – 128с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. «Критическое мышление – технология развития» — СПб издательство «Скифия». 2003. – 192с.

3. Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004. – 124с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»