Технология обучения аудированию в средней общеобразовательной школе




Ушакова Наталия Николаевна

учитель английского языка
МАОУ «Средняя политехническая школа № 33», Россия, г. Старый Оскол


Аннотация: Умение общаться на иностранном языке не осуществимо без умения восприятия иноязычной речи на слух. Аудирование не является легким видом речевой деятельности, над проблемой аудирования работает целый ряд методистов, которые занимаются как содержанием, так и технологией обучения аудированию.

Ключевые слова: аудирование, упражнение, восприятие на слух, иностранный язык.




Библиографическое описание: Ушакова Н.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.62-65


По определению Рoговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - этo понимание вocпринимаемой на слух речи. Оно предcтавляет собой перцептивную мыcлительную мнемическую деятельноcть. Перцептивную - потому что оcуществляется воcприятие, рецепция, перцепция; мыслительную - потому что ее выполнение связано с оcновными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.

Мы понимаем, что речевой общение - процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на речевой деятельности школьников. Определённо можно сказать, что отсутствие или недостаточная сформированность аудитивных навыков затрудняет речевое общение, что подтверждается и самими учениками в их высказываниях о том, что они не понимают обращённой к ним речи. Из этого следует, что стоит уделять пониманию на слух отдельное внимания и обучать ему специально, что бы облегчить дальнейшее развитие навыков и умений учащихся. Не стоит забывать и о том, что необходимо формировать понимание речи разного уровня, правильности или темпа. Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:

Обучение аудированию означает развитие аудитивных навыков и умений при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. развитие навыков yзнавания и пoнимания слoв, слoвоcочетаний, грамматического oформления лекcических единиц разного уровня в словоcoчетаниях, предложениях и cвязанных текстах.

Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные/тренировачные и речевые/коммуникативные. Подготовительные упражнение направлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному речевому общению.

Рассмотрим систему подготовительных упражнений Н.Д. Гальсковой и Гез Н.И., которые выделяют 5 типов: это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:

- Прослушайте и повторите несколько пар слов;

- Определите на слух рифмующиеся слова;

- Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые «-» если предложения разные.

Упражнение «снежный ком» направленное на повторении расширяющихся синтагм и занимает особое место, так как это упражнение направлено на развитие кратковременной и словесно-логической памяти наряду с другими упражнениями того же направления:

- Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;

- Прослушайте две три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

- Прослушайте и повторите за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти.

Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:

- Прослушайте ряд прилагательных и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;

- Назовите значения слов образованных из известных вам элементов:

- прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;

- прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.

Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.

В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и имена существительные.

Упражнения в обучении идентификации ориентирует учеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, например:

- Прослушайте предложения и замените слово другим словом;

- Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?

- Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.

В речевой системе упражнений Гальсковой Н.Д., и Гез Н.И., выделяются три группы следующего назначения:

1. Для частичного управляемого обучения аудированию

2. Для неуправляемого обучения аудированию

3. Для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.

Упражнения первой группы направлены на ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику.

Упражнения второй и третьей группы связаны с расширением, развертыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Для выполнения таких упражнений необходимо хорошее знание языка и эрудиция.

Примеры упражнений:

1) Для частично управляемого обучения аудированию:

- Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно из предложений текста для названия картины.

- Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности отражающей содержание текста.

- Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся.

2) Для неуправляемого обучения аудированию:

- Прослушайте текст, разделите его на смысловые отрезки, озаглавьте их, составьте план;

- Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

- Прослушайте фрагмент кинофильма, проиграйте эту сценку.

3) Для развития умений смысловой переработки:

- Прослушайте текст составьте, аннотации/тезисы;

- Прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический в том числе цифровой материал.

- Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/не ново.

Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).

Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательность в действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия аудиотекста; задания, контролирующие понимание.

Установка играет чрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы, нарисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она помогает сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная и точная установка может повысить эффективность понимания на 25 процентов.

Итак, существует большое разнообразие упражнений направленных на формирование навыков и умения аудирования. Основной целью этих упражнений является тренировка механизмов этого вида РД: Памяти, внимания, прогнозирования. Так как аудирование - это внутренний процесс, упражнения направлены на то, что бы вытащить его во внешний мир, потому что только так возможно осуществить контроль за правильностью протекания процессов необходимых для формирования навыков и умений аудирования.

 

Список литературы:

1.  Базина М.П. Аудирование: с чего начинать? // Коммуникативная методика, №3, 2009.

2.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:АРКТИ, 2004. С.175 - 181.

3.  Методики обучения иностранным языкам в средней школе / отв.ред. М.Н. Колкова. - Спб: КАРО, 2005.

4.  Современный урок иностранного языка. Методическая работа в школе. Под ред. / А.В. Перепелкиной. Изд-во – Учитель, 2015.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»