По определению Рoговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - этo понимание вocпринимаемой на слух речи. Оно предcтавляет собой перцептивную мыcлительную мнемическую деятельноcть. Перцептивную - потому что оcуществляется воcприятие, рецепция, перцепция; мыслительную - потому что ее выполнение связано с оcновными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.
Мы понимаем, что речевой общение - процесс двусторонний. То есть аудирование, это не побочный продукт говорения, а его обратная сторона, без которой осмысленное говорение и общение не возможно. Недооценка одной из его сторон, как это происходит с аудированием, самым неприятным образом сказывается на речевой деятельности школьников. Определённо можно сказать, что отсутствие или недостаточная сформированность аудитивных навыков затрудняет речевое общение, что подтверждается и самими учениками в их высказываниях о том, что они не понимают обращённой к ним речи. Из этого следует, что стоит уделять пониманию на слух отдельное внимания и обучать ему специально, что бы облегчить дальнейшее развитие навыков и умений учащихся. Не стоит забывать и о том, что необходимо формировать понимание речи разного уровня, правильности или темпа. Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:
Обучение аудированию означает развитие аудитивных навыков и умений при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. развитие навыков yзнавания и пoнимания слoв, слoвоcочетаний, грамматического oформления лекcических единиц разного уровня в словоcoчетаниях, предложениях и cвязанных текстах.
Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные/тренировачные и речевые/коммуникативные. Подготовительные упражнение направлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному речевому общению.
Рассмотрим систему подготовительных упражнений Н.Д. Гальсковой и Гез Н.И., которые выделяют 5 типов: это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:
- Прослушайте и повторите несколько пар слов;
- Определите на слух рифмующиеся слова;
- Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые «-» если предложения разные.
Упражнение «снежный ком» направленное на повторении расширяющихся синтагм и занимает особое место, так как это упражнение направлено на развитие кратковременной и словесно-логической памяти наряду с другими упражнениями того же направления:
- Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;
- Прослушайте две три короткие фразы, соедините их в одно предложение;
- Прослушайте и повторите за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти.
Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:
- Прослушайте ряд прилагательных и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;
- Назовите значения слов образованных из известных вам элементов:
- прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;
- прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.
Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.
В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и имена существительные.
Упражнения в обучении идентификации ориентирует учеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, например:
- Прослушайте предложения и замените слово другим словом;
- Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?
- Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.
В речевой системе упражнений Гальсковой Н.Д., и Гез Н.И., выделяются три группы следующего назначения:
1. Для частичного управляемого обучения аудированию
2. Для неуправляемого обучения аудированию
3. Для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.
Упражнения первой группы направлены на ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику.
Упражнения второй и третьей группы связаны с расширением, развертыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Для выполнения таких упражнений необходимо хорошее знание языка и эрудиция.
Примеры упражнений:
1) Для частично управляемого обучения аудированию:
- Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно из предложений текста для названия картины.
- Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности отражающей содержание текста.
- Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся.
2) Для неуправляемого обучения аудированию:
- Прослушайте текст, разделите его на смысловые отрезки, озаглавьте их, составьте план;
- Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
- Прослушайте фрагмент кинофильма, проиграйте эту сценку.
3) Для развития умений смысловой переработки:
- Прослушайте текст составьте, аннотации/тезисы;
- Прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический в том числе цифровой материал.
- Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/не ново.
Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).
Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательность в действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия аудиотекста; задания, контролирующие понимание.
Установка играет чрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы, нарисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она помогает сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная и точная установка может повысить эффективность понимания на 25 процентов.
Итак, существует большое разнообразие упражнений направленных на формирование навыков и умения аудирования. Основной целью этих упражнений является тренировка механизмов этого вида РД: Памяти, внимания, прогнозирования. Так как аудирование - это внутренний процесс, упражнения направлены на то, что бы вытащить его во внешний мир, потому что только так возможно осуществить контроль за правильностью протекания процессов необходимых для формирования навыков и умений аудирования.
Список литературы:
1. Базина М.П. Аудирование: с чего начинать? // Коммуникативная методика, №3, 2009.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:АРКТИ, 2004. С.175 - 181.
3. Методики обучения иностранным языкам в средней школе / отв.ред. М.Н. Колкова. - Спб: КАРО, 2005.
4. Современный урок иностранного языка. Методическая работа в школе. Под ред. / А.В. Перепелкиной. Изд-во – Учитель, 2015.