+7 989 669 15 15



Типологизация и динамика по П.А. Сорокину




Джафарова Хадижат Абдулжафаровна *
Абдулаева И.А**

студент*
к. ф. н., доцент **
филиал ДГУ г. Кизляр


Abstract: This article describes the typology and cultural dynamics by P. Sorokin, the purpose of which was to create an integrated theory of recurring phases in the life of most of the cultural super systems.

Ключевые слова: culture, typology, dynamics, ideationally, sensuality, idealistically.




Библиографическое описание: Джафарова Х.А., Абдулаева И.А. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И ДИНАМИКА ПО П. А. СОРОКИНУ [Текст] //Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 19-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 13 марта, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 50-52


Поиск критериев для типологизации может продолжаться бесконечно, так как многообразие типологии культуры связано не только культурным многообразием, но и с проблемой выбора критерия полагаемого в основу типологизации. Любой элемент культуры может стать критерием для типологии: тип хозяйственной деятельности, религия, захоронение и т.д., учитывая богатство человеческих культур и их содержания, можно утверждать, что критерии для типологизации будут продолжаться до бесконечности.

Целый ряд мыслителей, философов, социологов, культурологов, такие как О. Шпенглер, Ф. Ницше, Н.Я. Данилевский, в том числе и Питирим Сорокин размышляли над вариативностью типологизации и выдвигали свои представления о типах культуры. Примыкая к концепции русского и американского социолога, всемирно известного ученного П.А. Сорокина (1889 – 1968), автора четырехтомного произведения «Социальная и культурная динамика», можно считать необходимым изучение деятельности индивидов, что позволит увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние помогут определить характер и особенности выделенных Сорокиным суперсистем, или типов культур. П. Сорокин в основу своей разработки типологизации взял понятие «ценность». По его мнению, «именно ценность служит основой и фундаментов всякой культуры». В своих работах он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения [1,с.16].

Каждая культура индивидуальна, имеет собственную систему знаний, философию и мировоззрение, кодексы и правила поведения, священные образы и произведения искусства. Общие ценности соединяют культуры в тот или другой исторический тип.

Занимаясь изучением культуры, П. Сорокин выделяет три типа культуры: идеациональный, чувственный и идеалистический. По мысли П. Сорокина, к идеациональному типу культуры может быть отнесена «унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности…» [2, с. 430]. Примером здесь могут служить культура брахманской Индии, буддийская культура, греческая культура в период архаики, средневековье в пору своего расцвета, восточная культура-идея «Бога вездесущего, всемогущего, абсолютно справедливого, прекрасного создателя мира и человека». Эта культура главным образом приближает человека к Богу. В его понимании идеалистический тип культуры - это промежуточный тип (по отношению показанному выше и ниже). Ее основной посылкой, по П. Сорокину, является то, что «объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна» [2, c. 431]. Здесь идет речь о сочетание сверхчувственных ценностей чувственными. К примеру, это период древнегреческой культуры классического периода, западная и европейская культура XIII – XIV столетия. Делаются попытки связать воедино требования человеческой природы и истины веры. Примером служит убеждение некоторых христианских организаций, провозглашающих, что человек может быть удачлив в делах и счастлив в личной жизни, лишь «обратившись к Христу», ориентируя при этом на терпение в трудных условиях, оптимистическую ориентацию на веру, надежду, любовь как вечные духовные ценности.

Следующий тип, выделенный П. Сорокиным - чувственный. Приблизительно с XVI в., согласно П. Сорокину, возникла, а затем утвердила себя «современная форма нашей культуры – культура сенсорная, эмпирическая, светская и соответствующая этому миру». Она объединяется новым в сравнении с прошлым принципом, который состоит в том, что «объективная действительность и смысл ее сенсорно» [2, с. 430]. Этот тип достиг своей апогеи в середине ХХ в., когда общество стремится освободиться от морали, религии и других сверхчувственных ценностей. Это относится и к нашему времени, «все реальные ценности имеют сейчас относительный характер, человечество деградирует, поэтому современная культура обречена на закат» [3, с. 166]. Но это «закат» противопоставление книге прославившего О. Шпенглера «Закат Европы», где он утверждал, что каждая культура нежданно возникает, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. П. Сорокин не согласен с приверженцами этих теорий «не удалось показать, что же разумеется под детством общества или старением культуры; каковы типичные характеристики каждого из возрастов, когда и как умирает данное общество и что значит смерть общества и культуры вообще» [4, с. 21]. Точно также как замена одного образа жизни человека на др. образ жизни не означает о его смерти, так и замена одной фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества, в котором происходит трансформация.

Таким образом, исследую типы культуры, выделенные П. Сорокиным, можно сказать что - это последовательные этапы культурной «динамики», согласно которой, происходит волнообразное чередование трех фаз единого цикла, ориентированных на мироощущение человека. Любая культура (если ее естественное существование не прекращается в силу каких-то причин) может проходить в своем развитии эти стадии: идеациональную, идеалистическую, чувственную. При этом ни один из выделенных культурных типов не является "более развитым" или "менее развитым" - каждый представляет собой самостоятельную ценность. Культура может проходить через три описанные стадии несколько раз - концепция Сорокина циклична. Культура не погибнет, пока жив человек.

 

Список литературы:

1.  Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. – М.: 2008. – 396 с.

2.  Романов Ю.И. Культурология. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

3.  Ермишина Н. Д. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: 2007. – 432 с.

4.  Культурология: учеб./ В.П. Большаков, Е.П. Борзова, С. Н. Иконникова [и др.]; науч. ред. С. Н. Иконникова, В.П. Большаков. – М.: Проект, 2010. – 528 с.

5.  П.А. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество. [Электронный ресурс]

URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks /Sociolog/Sorok2/24.php. (дата обращения 15. 02. 2016г.)

6.  П.А. Сорокин Социальная и культурная динамика [электронный ресурс]URL:http://antimilitary.narod.ru/antology/sorokin/Sorokin_Dynamics_1.htm (дата обращения 15. 02.2016г.)

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.