Трансфертное ценообразование в управленческом учете




Кирсанов Владислав Олегович

студент магистратуры, ГОУ ВПО ОмГУПС, Россия, г. Омск

Аннотация: В настоящей статье рассмотрено понятие трансфертной цены, значение трансфертного ценообразования для построения эффективной системы управления организацией. Проанализированы основные методы трансфертного ценообразования, определены достоинства и недостатки каждого.

Ключевые слова: трансфертная цена, трансфертное ценообразование, методы ценообразования, управленческий учет.




Библиографическое описание: Кирсанов В.О. ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.51-55


Особенностью современной рыночной экономике является рост рынков, усиление конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, развитие новых производственных технологий и сокращение жизненного цикла конечного продукта. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности предъявляет высокие требования к управлению организацией. Конечный результат деятельности организации в целом напрямую зависит от того, насколько каждое подразделение включено в процесс формирования ценности конечного продукта, осознания им вклада других подразделений и оценки собственных заслуг в общем результате. Внутрифирменные отношения в организации должны осуществляться на взаимовыгодных для всех подразделений условиях, в целях повышения ответственности и заинтересованности управляющих в конечном финансовом результате хозяйственной деятельности. Одним из перспективных инструментов решения данной проблемы является построение системы трансфертных цен.

Целесообразно рассмотреть трактовку понятия «трансфертная цена» предложенную в специальной экономической литературе (таблица 1).

 

Исходя из вышеизложенного: трансфертное ценообразование в управленческом учете – это основа построения внутрифирменных расчетов между подразделениями одной компании; инструмент повышения эффективности децентрализованной системы управления в целом.

Несмотря на то, что в действующем законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах термины «трансфертная цена», «трансфертное ценообразование» не используется, в правоприменительной практике указанные термины применяются постоянно, при этом в большинстве случаев в качестве элемента схемы минимизации уплачиваемых налогов.

 В современной экономической литературе также достаточно часто встречается так называемый налоговый подход к определению трансфертного ценообразования, когда трансфертное ценообразование рассматривается только с точки зрения возможности манипулирования внутренней ценой и перевода прибылей в более благоприятные для компании налоговые условия.

 

Таблица 1.

Трактовка понятия «трансфертная цена»

Автор Определение
Я.В. Соколова «Трансфертная цена – это условная, расчетная цена на продукцию (услугу), устанавливаемая при передаче ресурсов внутри подразделений компании, представляющая собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. Процесс установления такой цены называется трансфертным ценообразованием» [4, с. 672].
Е. Кузнецова «Трансфертная цена – это цена, по которой одно подразделение компании передает другому продукцию, результаты работ, оказывает услуги. Процесс установления таких цен называется трансфертным ценообразованием» [2].
А.А. Заикин «Под трансфертным ценообразованием, как интегрирующим инструментом управленческого учета, понимается формирование специальных цен на товары, продукцию, работы, услуги при их передаче между взаимосвязанными подразделениями и организациями в процессе производства конечного продукта, которые образуют систему взаимоувязанных учетных показателей, для достижения стратегических целей. Трансфертные цены в этом случае выступают как цены передачи товаров, продукции, работ, услуг в системе трансфертного ценообразования» [1, с.10,11].
О.О. Парфенова «Трансфертное ценообразование представляет собой один из возможных механизмов внутрифирменного управления, применение которого обуславливает деление компании на отдельные подразделения (бизнес-единицы), между которыми постоянно возникают экономические отношения по поводу купли-продажи товаров, услуг, ресурсов и других объектов» [3, с. 119].

 

На сайте ФНС РФ дано следующее определение: «трансфертная цена – это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов»[6].

По мнению автора, данный подход к определению является узким поскольку, не учитывает природу происхождения трансфертных цен как основы организации внутрифирменных расчетов в управленческом учете.

Главным назначение трансфертных цен является стимулирование руководителей подразделений к принятию правильных управленческих решений и обеспечение руководства информационной базой для их принятия.

В настоящее время наблюдается недостаточная публикационная активность по теме использования трансфертного ценообразования для повышения эффективности управленческом учете, это подтверждается данными, представленными в таблице 2.

 

По мнению Е. Кузнецовой, практика применения трансфертных цен обусловлена двумя целями:

- для корпораций, внутри которых одна из компаний продает другим для дальнейшей переработки или реализации продукцию, актуальным становится вопрос определения цены этой продукции, то есть речь идет об установлении цены реализации между отдельными компаниями. Трансфертные цены в данном случае используются для оценки деятельности компаний, регулировании денежных потоков между ними и для оптимизации налогообложения;

- для максимизации прибыли внутри одной компании за счет увеличения прибыли отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), занятых в производственной цепочке. Применение трансфертных цен помогает этого достичь за счет: мотивации сотрудников всех подразделений в производственной цепочке на обеспечение прибыльной деятельности, повышения ответственности руководителей ЦФО, наличия базы для оценки и сравнения результатов деятельности подразделений [2].

 

Таблица 2.

Публикационная активность по вопросам трансфертного

ценообразования в периодической печати за 2015 г.

Журнал Количество статей (всего) Количество статей по трансфертному ценообразованию Удельный вес статей по трансфертному ценообразованию, %
Управленческий учет [7] 146 0 0
Международный бухгалтерский учет [8] 225 0 0
Финансы и кредит [9] 279 3 1

 

Введение трансфертных цен требует определенной подготовки со стороны органов управления. При введении системы внутрифирменных расчетов сразу встает вопрос, по каким правилам рассчитать внутренние цены и какие факторы при этом учесть.

В теоретических источниках для управленческого учета рекомендуют использовать один из трех методов трансфертного ценообразования:

- на основе рыночных цен. Суть применения метода достаточно проста – товар или услуга должны продаваться внутри компании по той же цене, как если бы они продавались сторонней организации. Этот метод является приоритетным. Покупателю товара (работ, услуг) предоставляется обычно право выбора поставщика: внутреннего или внешнего, а поставщику предоставляется право на получение внешних заказов. Когда используются рыночные цены, показатели оценки эффективности деятельности отдельного центра ответственности отражают реальный экономический вклад центра в общий результат организации.

- на основе себестоимости по принципу «издержки плюс» либо цена приравнивается к себестоимости. В основу трансфертной цены может быть положена полная фактическая себестоимость, нормативная или переменная. При определении цены только по издержкам не учитываются интересы подразделений, производящих промежуточный продукт. Это может побудить менеджеров ЦФО предоставлять недостоверную информацию об уровне затрат для получения дополнительной выгоды. Принцип «издержки плюс» позволяет материально поощрять менеджеров передающих подразделений и стимулировать их работать еще эффективнее.

- установление договорной цены. Договорная трансфертная цена определяется под воздействием рыночного спроса и затрат. Договорные трансфертные цены чаще всего используются при отсутствии аналогов на рынке. Их размер устанавливается по соглашению между заинтересованными центрами ответственности.

Сравнительный анализ указанных методов приведен на рисунке 1.

 

 

Рис 1. Методы трансфертного ценообразования и их сравнение.

 

Все известные методы трансфертного ценообразования облают определенными достоинствами и недостатками, применение того или иного метода в управленческом учете обусловлено наличием доступной для проведения расчетов информации, определенными условиями сделки.

«Широкое распространение и применение управленческий учет в практике российских предприятий получил сравнительно недавно и ограничивается, как правило, адаптацией методов, получивших успех в бизнесе иностранных компаний» [5, с.136].

Трансфертные цены с позиции управленческого учета позволяют выработать единый адекватный критерий оценки деятельности всех подразделений компании. Отсутствие такого критерия приводит к искажению реальной картины функционирования компании. Внутреннее ценообразование позволяет проанализировать результаты деятельности каждого подразделения, что в свою очередь помогает менеджерам в дальнейшем в определении приоритетов развития, дает возможность оценить, какие подразделения создают и увеличивают стоимость компании в целом, а какие являются убыточными и проблемными. Последние в дальнейшем могут быть расформированы, а освобожденные ресурсы направлены на более эффективное использование.

Использование механизма трансфертного ценообразования на основе вклада каждого подразделения в целом и каждого сотрудника в частности помогает разработать систему мотивации, а это немаловажно для компании, стремящихся повысить свою эффективность и конкурентоспособность на рынке.

Подводя итог, необходимо отметить, что организациям нужно четко понимать, что трансфертное ценообразование представляет собой не только возможный способ ухода от налогов, но в первую очередь является эффективным механизмом управления, с помощью которого можно добиться улучшения финансовых показателей, и достичь желаемых конкурентных преимуществ. При правильной постановке системы трансфертного ценообразования – это саморегулирующий инструмент, позволяющий в оперативном режиме оптимизировать деятельность компании и избегать запоздалых управленческих воздействий по фактам отклонений.

 

Список литературы:

1. Заикин, А.А. Диссертация. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/transfertnoe-tsenoobrazovanie-v-sisteme-upravlencheskogo-ucheta/ . –Загл.с экрана.

2. Кузнецова, Е. Применение трансфертного ценообразования в компаниях, осуществляющих проектную деятельность [Электронный ресурс] // Финансовая газета, №44. 2011.– Режим доступа: http://www.garant.ru/. –Загл.с экрана.

3. Панферова, О.О. Автореферат. Трансфертное ценообразование: экономическая природа и сфера распространения [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/transfertnoe-tsenoobrazovanie/. –Загл.с экрана.

4. Соколов, Я.В. Управленческий учет: учебник / Я.В. Соколов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 720 с.

5. Супрунова, Е.А. Ретроспектива становления, состояния и развития управленческого учета в России // Менеджмент в России и за рубежом. -2014. -№4. – С. 134-140.

6. Трансфертное ценообразование [Электронный ресурс] // Сайт ФНС РФ. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/transfer_pricing/. –Загл.с экрана.

7. Официальный сайт журнала Управленческий учет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://upruchet.ru/.

8. Официальный сайт журнала Международный бухгалтерский учет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/.

9. Официальный сайт журнала Финансы и кредит [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»