На протяжении всего времени черты политических деятелей были самые разнообразные: от положительные человеческих (добродушия и эрудированность) до противоположно негативных (жестокости, коварства, тщеславия). В настоящее время в большинстве случаев политикам присуще исключительно негативные качества, цель которых получение и удержание собственной власти. Более того данные деятели не оказывают положительного, позитивного влияния как на государственную политику страны, так и на общество в целом. Данная тема остается актуальной, поскольку моральные качества в общем и тщеславие в частности всегда свойственны политической личности.
Тщеславие тесно взаимосвязано с моралью, рассуждения о которой ведутся с античности. Сократ в своих учениях критиковал взгляды софистов и их релятивистскому пониманию этики противопоставлял неизменные моральные принципы, которые являются абсолютными и не зависят от времени и от законодательства. Суть государства Сократ видел в справедливости, которой должны руководствоваться как правители, так и подданые.
Адам Смит в своей работе «Теория нравственных чувств» говорил: «Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили ее».Адам Смит считал, что основная цель человека - тщеславие, а не удовольствие или благосостояние.
Политика и тщеславие - два глубоких многогранных понятия. По словами Н. Макиавелли политика - «средство для получения власти и её удержания», аналогичному определению придерживается М. Вебер - «это стремление к участию во власти». [2, c.55] Политику можно также определить, как «искусство управления государством» [2, c.56], что будет звучать менее эгоистичным, чем первые два определения, в которых политика сводится к власти и ее удержанию. Наблюдается четкая взаимосвязь политики и власти, точнее невозможности существования политики без власти.
Тщеславие можно определить как социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих». [3]. Это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми.
Тщеславие является исключительно негативным качеством политических деятелей как нашего времени, так и прошедших веков.
Данное качество есть весьма распространенное, от которого не свободен, пожалуй, никто. А в академических и ученых кругах это род профессионального заболевания. Политик трудится со стремлением к власти как необходимому средству. Поэтому инстинкт власти, как это обычно называют, действительно относится к нормальным качествам политика. Неделовитость политика навязывает ему стремление создавать видимость и блеск власти, а не действительную власть, а его безответственность ведет к наслаждению властью как таковой, вне содержательной цели. Именно потому, что власть есть необходимое средство, а стремление к власти есть одна из движущих сил всякой политики, нет более пагубного искажения политической силы, чем хвастовство властью и тщеславное самолюбование чувством власти.
По нашему мнению, тщеславие, стремление к власти всегда были и будут неотъемлемыми частями как политики, так и конкретного политического деятеля. Хвастовство властью, тщеславие способны уничтожить в человеке самые высокие нравственные и моральные качества, разрушить любые человеческие отношения. Однако существует мнение, что в политике нет места ни моральным принципам, ни человеческим отношениям. Более того в настоящее время в условиях демократии и существующих политических партий все больше число политических деятелей предстают перед общественностью в виде болтливых шутов, слова которых преимущественно лишены смысла. В связи с этим в российском обществе наблюдается сильное недоверие и неуважение ко многим политическим деятелям.
Но любое человеческое творение носит на себе отпечаток своего создателя, создано, в той или иной мере, по его образу и подобию. Если блюсти свою душу в чистоте и делать политику чистыми руками, наша политическая и общественная деятельность будет зеркалом наших достоинств, а не пороков.
По словам современного российского публициста Сергея Лукьяненко: «Власть, конечно, это игра азартная и без правил .. Власть - это тщеславие. Политика должны либо любить, либо бояться. Но в любом случае - уважать и боготворить!» [1, с.128]
Список литературы: