Творческие познавательные задачи как средство реализации природосообразного обучения




Ларина Алина Юрьевна *
Макотрова Г.В.**

студентка *
научный руководитель **
НИУ «БелГУ», Россия, Белгород


Аннотация: В данной статье рассматривается одно из средств природосообразного обучения – познавательные задачи. Такие задачи позволяют ученикам усилить интеллектуальное напряжение, а после получить положительные эмоции при ее решении.

Ключевые слова: педагогика, познавательная задача, природосообразное обучение.




Библиографическое описание: Ларина А.Ю., Макотрова Г.В. ТВОРЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 16-18


Познавательная задача – учебное задание, предполагающее поиск обучающимся новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности познавательных задач. Разнообразие познавательных задач в учебном процессе зависит от особенностей учебных предметов, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система познавательных задач позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждой познавательной задаче необходимо выделять не только её роль в приобретении знаний и место в логике содержания учебного материала, но и в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, сопутствующей её решению. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые творческие решения, в которых нужны догадка, прикидка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений.

Значительна роль познавательных задач в проблемном обучении, когда с помощью познавательных задач педагог ставит обучающегося перед противоречиями, побуждает находить выход из них, приводит в активное состояние познавательные силы субъектов обучения. Процесс выполнения познавательных задач требует волевых усилий, интеллектуального напряжения, а её разрешение, завершающее познавательный акт, вызывает удовлетворение, положительные эмоции. [1]

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. А так же за годы учебы в школе ухудшается здоровье: физическое, психическое.

В исследовании было выяснено, влияют ли друг на друга такие показатели как учебно-исследовательская культура личности, типы акцентуаций характера, показатели школьной тревожности. Самые весомые связи оказались следующие: демонстративный тип акцентуации и уровень следования нормам и требованиям научного стиля мышления; экзальтированный тип и уровень соблюдения правил труда учащихся; тревожный тип акцентуации и уровень интенсивности познаваемой потребности; общая школьная тревожность и страх ситуации проверки знаний; общая школьная тревожность и низкая физиологическая сопротивляемости стрессу; страх ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемости стрессу. Проанализировав эти связи, мы поняли, что от значимых признаков или свойств личности зависят другие качества, поэтому если развивать этот самый признак, уровень других качеств соответственно повысится тоже.

На основе полученных данных были составлены методические рекомендации учителям:

  • ·     Способствовать развитию у школьников творческого подхода к решению задач;
  • ·     Развивать такие способности, как коммуникабельность, научный стиль мышления, познавательность;
  • ·     Способствовать заинтересованности учащихся в исследовательской деятельности;
  • ·     Способствовать повышению самооценки школьников;
  • ·     Способствовать развитию у школьников умения управлять своим поведением.

Реализация методических рекомендаций позволит учащимся преодолеть школьную тревожность в различных ее проявлениях; научиться решать различные творческие задачи; проявлять в своем обучении сообразительность; проявлять коммуникабельность, стремление к познанию. Такой результат будет соответствовать требованиям природосообразного обучения, которое направлено на развитие ученика в соответствии с его возможностями и потребностями.

 

Список литературы:

  1.              Российская педагогическая энциклопедия. М:. Просвящение, 1992.– с.214-215
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»