+7 989 669 15 15



ТВОРЧЕСКОЕ СХОДСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ




Фазилова Малика Бахромджоновна

старший научный сотрудник-соискатель,Институт Языка и литературы им. Алишера Наваи,Академии Наук Республики Узбекистан

В статье сопоставительно-сравнително анализируются историко-биографические драмы узбекского драматурга Усмана Азима и русского драматурга Самуила Алёшина. Сопоставляются призведения как «Абдулла Каххар» и «Весь я не умру», посвященные великим художникам слова Абдулла Каххору и Михаилу Булгакову.

Ключевые слова: Ключевые слова: литература,драматическое произведение,идея,сюжет,конфликт,историческая правда,художественный вымысел,образ.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Художественный процесс имеет свои законы. Несмотря на то, что эти законы формируются на протяжении веков, каждая эпоха оказывает на него свое влияние. Возможно поэтому в различное время в литературах разных народов появляются похожие по тематике и стилю произведения. Не секрет, в узбекской литературе, которая имеет глубокие исторические корни и традиции появляются произведения, напоминающие с художественной точки зрения стиль произведений родственных народов. Это не обошло стороной и драматургию. С этой точки зрения, наше внимание привлекла близость сюжета и приёмов описания пьесы современного узбекского драматурга Усмана Азима об узбекском писателе “Абдулла Каххар” с драмой русского драматурга Самуила Алёшина о великом русском писателе Михаиле Булгакове «Весь я не умру».

Если драма об Абдулле Каххаре появилась на свет по случаю юбилея писателя в 2007 году, то произведение Самуила Алёшина, посвященное Михаилу Булгакову написано в 1989 г. (это произведение опубликовано в августовском номере журнала “Жахон адабиёти” в 2011 году в переводе Кадыра Мирмухамедова), является плодом его многолетнего труда и наблюдений. Главные герои этих произведений – М. Булгаков и А. Каххар, люди высокого ума, смелые, не побоявшиеся раскрыть пороки своего времени, своими произведениями удостоившиеся внимания не только народа, но и глав государства, из-за чего и стали жертвами своего времени. Они жили в одно время. Среда была одинаковой. Однако их социальные происхождения разные. В частности, Абдулла Каххар в детстве жил в нужде, немножко запоздалое время его учёбы и набирания опыта, в целом время достижения совершеннолетия прошли в духе твёрдой веры в бывший режим – отца советской эпохи, в его будущее. Однако достигнув совершенства, он восстал против этого режима. Может сегодня слова “Я не солдат партии, а его сознательный член” звучат банально, однако в то время сказать такое было настоящим подвигом. А Михаил Булгаков родился в интеллигентной семье, его отец – профессор духовной семинарии, а мать – учительница. Его детство прошло в достатке, образование он получил своевременно. Он вовремя осознал изъяны политики бывшего советского режима, в своих произведениях время от времени передавал это. Это человек со сложной судьбой, который очень рано получил прозвище “не наш человек” (Иосифом Сталином). Следовательно, оба писателя, то есть и Михаил Булгаков, и Абдулла Каххар были очень сильными личностями, которые нашли в себе силу мыслить против требований действующей политики. В этом смысле, естественно, что произведения о таких личностях появились лишь после их смерти.

Цель обеих произведений – путем описания горьких событий истории показать будущему поколению ошибки прошлого, воспитать в них великое чувство - как дорожить человеком. Если обратить внимание, есть сходство в событиях, выбранных для этих произведений. В частности, почти все события в произведении Усмана Азима написаны на основе исторических фактов, воспоминаний современников; в отдельных фрагментах используются воспоминания жены писателя – Кибриё Каххаровой, писателей Шухрата, Саида Ахмада. Писатель в этом произведении сужает масштаб событий, связанных с Абдуллой Каххаром, и описывает лишь последние дни жизни писателя. События драмы происходят в конце 60-х, в одной из Московских больниц, а также в мыслях Каххара.

Пьеса начинается с описания среды в больнице и знакомства с больными. Это больные различных слоёв населения, с разными судьбами, с разными историями болезни. Атмосфера в больнице такая, что может заболеть даже здоровый человек. Поскольку, в этой палате лежат и тяжелобольные, и люди недовольные эпохой, и люди с отвратительными характерами. Цель и отношение к жизни разные не только у больных, но даже у работников больницы. Среди них есть и те, у которых нет покоя в семье, есть и нуждающиеся в помощи. Естественно, всё это в совокупности может оказать огромное воздействие на психику человека с огромной любовью к простому народу. Течение событий в произведении драматург направляет на описание состояния человека, обреченного лежать именно в такой палате, передачу процессов, протекающих в его душевном мире. Путем передачи именно этого состояния писателя, достойного лечиться в Кремлевской больнице, автор ставит перед собой цель показать отношение общества, а точнее должностных лиц к человеку, имя которого следует писать большими буквами. А в ходе развитий действий произведения развёртываются события, ставшие причиной данной ситуации. Путем описания событий, услышанных от современников героя драмы, он обращает внимание на тему бывшего тоталитарного режима, людей, вынужденных жить в ту эпоху, а также, отношений между людьми, горьких последствий честности.

В произведении характер Абдуллы Каххара описан в реалистической ноте. В пьесе раскрываются такие качества писателя как резкость, честность, стремление к раскрытию истины, неприязнь к подхалимству, сметливость, смекалка, безжалостное отношение ко лжи. Он предстаёт как совестливый, гордый человек. Автор не ограничивается лишь раскрытием всех качеств характера героя. Наряду с этим, он обращает внимание на существование людей с совершенно противоположными взглядами, эгоистов, лицемеров. В этом смысле, в произведении обличаются такие отрицательные черты, как двуличие, лицемерие, подхалимство, подобострастие. Мастерство автора заключается в том, что ему удаётся показать эти черты на примере различных сценических фрагментов. По мнению автора, эти негативные черты не только побуждают человека к подлым деяниям, они также оказывают негативное воздействие на судьбу нации путём влияния на судьбы эпохи и личностей. К тому же, драматург громко восклицает, что эта проблема касается не только эпохи, описанной в пьесе, она существует и по сей день, и что необходимо бороться против этого, пока человечество способно на это.

Драматург старается показать человека, осознающего, что его дни сочтены, что очень скоро смерть возьмёт его в свои объятия, и самое прискорбное в том, что свои последние дни он вынужден проводить вдали от своего родного кишлака, где прошло его детство. Писателю удалось создать образ храброго человека, который смело встретил игру судьбы, не растерялся в трудной ситуации, и этим самым нашёл в себе силы поберечь родных, смог смело озвучить своё последнее завещание. В этом смысле, это произведение Усмана Азима даёт возможность показать образцовые стороны Абдуллы Каххара не только в качестве творческого лица и сильной личности, но и делает определенные заключения по поводу общества, не сумевшего сохранить такого сына народа.

Творческая судьба героя выше приведенного произведения известного русского писателя С. Алёшина очень напоминает судьбу Абдуллы Каххара. Известно, что произведения этого писателя к 1930 году перестали издаваться, спектакли, написанные на основе его произведений, вытеснены из репертуара театров. Как утверждает сам писатель, в течении 10 лет опубликованы 298 отрицательных рецензий на его произведения, и лишь 3 положительных. Если учесть, что среди литературных критиков были мастера, передовые люди своей эпохи, такие как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие, не трудно понять, какая сложная среда для творчества сформировалась в эту эпоху. В результате он столкнулся с финансовыми трудностями. В такое трудное время его всегда поддерживала его любимая и верная жена Елена Шиловская, которая понимала его и всегда вдохновляла на создание новых произведений. В этом смысле, сходство их жизненных путей, безусловно, отражается и в произведениях о них. Возможно поэтому сюжетные линии драматических произведений о них перекликаются друг с другом.

Действия в пьесе С. Алёшина «Весь я не умру» также основаны на описании последних дней жизни Булгакова, материальных и духовных трудностей, которые он вынужден перенести. Трудности у главного героя произведения также возникли из-за его честности и эпохи, не принявшего истину. В любую сложную ситуации его также поддерживала его любимая жена Елена Сергеевна. Конфликт в этом произведении также построен на взаимоотношениях личности и главы, избранного данным социальным режимом. Основной конфликт это конфликт между Булгаковым и главой государства – Сталиным. Однако конфликт несёт скрытый характер, нет острых противоречий. В драме нет острых драматических ситуаций, порождающих конфликт, немногочисленно действий, образующих основу драмы. На первый взгляд кажется, что отношение главы государства Сталина к Булгакову не столь критично. Конфликт между этими двумя героями можно понять из того, что резко критикуются произведения Булгакова, снимаются со сцены его драмы, издательства не печатают его. Из-за того что количество действий в произведений немногочисленно, личность Булгакова предстаёт как намного пассивный, робкий образ. Если он предстаёт в образе личности, переставшего писать и утратившего интереса к жизни, то Сталин – как трудолюбивый по натуре, активный человек. Наряду с этим, со сходством в описании образов руководителей государств, в стиле Усмана Азима и С. Алёшина бросаются в глаза отличительные черты в отношении писателей к ним. В частности, если Усман Азим сгущает краски в описании образа главы государства, то у С. Алёшина – наоборот. Причина тому – позиция писателей.

Здесь уместно вспомнить слова литературного критика, который писал «Драматургии Алёшина присущи богатство конфликта, интенсивность действия и четкость композиции; автор выступает в своих пьесах за бескомпромиссность правды, за полную самоотдачу человека. При этом ему не всегда удается воплотить свои же теоретические предпосылки в образах героев, действующих и говорящих согласно внутренним убеждениям»[1,с.12].

В заключении можно сказать, что причина сходства сюжетных линий обеих драм заключается в том, что они посвящены одной эпохе. Примечательно, что очень похожи трагедии времени, описанных в произведениях разных писателей, живущих далеко друг от друга. А причина в том, что источник трагедий режима и личностей один – лидирующая идеология того времени. А это подчёркивает жизненность событий, описанных в этих произведениях. То есть, прежний режим, независимо от национальности, места проживания, не мог принять людей, нашедших в себе силы говорить о народном горе.

Если писатель любит народ и ставит превыше всего честь и достоинство народа, считается совестью эпохи, сколько бы ни пройдет время, народ его не забудет. Жизнь и творчество таких людей играет важную роль в воспитании будущего поколения. А это говорит о том, что воспевание на национальных сценах гуманизма и духовного совершенства является актуальным во все времена.

 

Список литературы:

1. Вольфганг Казак.Лексикон русской литературы XX века. — М.: Культура, 1996. -491 с. 

2. У. Азим. Адибнинг умри: драматик асарлар / Т.: Чулпон номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2011. – 436 б.

3. Жаҳон адабиёти” журнали // 2010 й., 8 сон

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»