Учебная дисциплина «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» является одним из базовых профессиональных курсов в системе подготовки магистров истории искусств, что определено ФГОС ВПО по направлению подготовки 035400 «История искусств (квалификация – магистр)». Целевая установка учебной дисциплины «Проблемы истории, социологии и психологии искусства» – формирование у магистрантов системных знаний в сфере современного искусствоведения в совокупности исторических, психологических и социологических аспектов. Задачи дисциплины:
‑ раскрыть основные проблемы исторических, психологических и социологических исследований искусства, выявить общие и особенные их характеристики;
‑ выявить основные тенденции развития современных научных исследований в сфере истории, социологии, психологии искусства;
‑ представить произведение искусства в совокупности исторических, социологических и психологических аспектов;
‑ показать междисциплинарный характер современного искусствоведения.
Наименование дисциплины предполагает наличие в ней трех основных разделов, отражающих соответственно исторические, психологические и социологические аспекты искусствоведения.
Во-первых, раскрытие специфики история искусства как научной дисциплины [2, 5, 9, 12, 13, 14], что предполагает рассмотрение следующих аспектов:
‑ предмет и методы истории искусства как научной дисциплины (синтетическая природа современного искусствознания и проблемы истории искусства, изучение исторических парадоксов искусства в аспекте философии истории, эмпирическое искусствоведение и теоретическая история искусства).
‑ закономерности динамики художественного процесса (история искусства и духовная культура, история искусства и границы художественности, проблема эволюции художественных форм, общее, особенное и единичное в истории искусства).
‑ историзм как тенденция художественного мышления и принцип искусствоведческих исследований (историзм как интуитивная основа художественного творчества, историзм как форма (тенденция) художественного мышления, историчность художественного сознания, проблемы актуализации классического наследия в современной художественной культуре, историзм как методологическая основа научного исследования).
‑ проблемы периодизации и типологии истории искусства (проблема типологических исследований в истории искусства, типологические категории в искусствознании, проблемы периодизации истории искусства, несовпадение социальных, общекультурных и художественных периодизаций истории, проблема художественных циклов в истории, хронологические аспекты истории искусства, диахронический и синхронический подходы в истории искусства).
Во-вторых, рассмотрение истории искусства в психологическом контексте [1, 3, 4, 6, 7, 8, 11], обращаясь к следующим проблемам:
‑ проблемы становления психологии искусства как научной дисциплины, предмет и метод психологии искусства, основные направления психологии искусства;
‑ личность художника в психологическом измерении искусства (мировоззрение, убеждения и идеалы личности художника, психологическое единство творческой и бытийной биографии художника, роль художественного творчества в формировании своеобразия психологического мира личности, одаренность, талант, гениальность в системе психологии искусства, психологические проблемы взаимоотношений художника и общества);
‑ психология художественного восприятия(психологические механизмы художественного восприятия, оценка и понимание художественного произведения, типология художественного восприятия);
‑ историческая и социальная психология искусства (историко-антропологическое познание и психология искусства, психологическое измерение истории художественной жизни, культурно-психологические факторы (картина мира) и их роль в формировании исторически определенных типов художественного мышления и восприятия, художественно-эстетический идеал и психология искусства, стиль и историческая психология искусства).
В-третьих, анализ социологических аспектов функционирования искусства [4, 8, 10, 13, 15]:
‑ социология искусства как научная дисциплина (искусствоведение и социология искусства, социология искусства и эстетика, основные виды социологии искусства, социология искусства и социальная история искусства);
‑ социальные функции искусства (искусство как социальный институт, художественная жизнь как предмет социологии искусства, проблемы изучения художественной жизни в историко-социологическом аспекте (интерпретативные и фактологические исследования), проблемы исторических исследований художественной жизни, проблемы исследований современной художественной жизни);
‑ понятие «публика» в истории искусства и проблемы ее типологии (публика как социальная группа и психологическая общность, публика в структуре художественной жизни общества).
Учебная дисциплина акцентирует внимание на историко-теоретических аспектах темы, прикладные аспекты (например, социологические исследования сферы изобразительного искусства, методика социологических исследований искусства) могут составлять содержание отдельных дисциплин по выбору студента и входить в содержание научно-исследовательских и научно-производственных практик. Выполнение ряда заданий по дисциплине рассчитано на самостоятельную работу студентов на музейных и выставочных экспозициях, в библиотеках, в электронных источниках. Самостоятельная работа позволяет студенту проверить собственную подготовку по основным темам, способность ориентироваться в своеобразии методологических подходов различных школ в истории, психологии и социологии искусства, в специфике функционирования профессиональной искусствоведческой терминологии в контексте различных методологических парадигм, развить навыки анализа, как отдельного произведения искусства, так и художественно-исторического процесса в целом в контексте исторических, психологических или социологических аспектов.
Список литературы:
1. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений / В.М. Аллахвердов. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 200с.
2. Бернштейн Б.М. Искусствознание и типология // Бернштейн Б.М. Об искусстве и искусствознании. – СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2012. – 528 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – СПб.: Азбука, 2000. – 416с.
4. Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б/ Соколов. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.
5. Кривцун О.А. История искусства и философия истории // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 2005. – С.115-129.
6. Кривцун О.А. Психология искусства: учебное пособие / О.А. Кривцун. – М.: Высшая школа, 2009. – 447 с.
7. Метаморфозы творческого «Я» художника / Отв. ред. О.А. Кривцун. – М.: Памятники исторической мысли, 2005. – 376 с.
8. Очерки эстетики и теории искусства / Отв. ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. – М.: Канон+, 2013. – 448 с.
9. Современное искусствоведение в системе гуманитарного знания: Монография / Науч. ред. А.В. Карпов. – СПб.: СПбГУП, 2012. – 356 с.
10. Социология искусства: Учебник / В.Н. Дмитриевский, Е.В. Дуков, М.И. Жабский и др. – СПб.: Искусство-СПб., 2005. – 479 с.
11. Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха / Н.А. Хренов. – М.: Альфа-М, 2005. – 624 с.
12. Шестаков В.П. История истории искусства от Плиния до наших дней. М.: Изд-воЛКИ, 2008. – 304 с.
13. Art in Theory 1900-2000: An Antology of Changing Ideas / Edited by Charles Harrison & Paul Wood. 2nd ed. – London: Blackwell Publishing, 2012. – 1258 p.
14. D’Alleva Anne. Methods & Theories of Art History. Second Edition / Anne D’Alleva. – London: Laurence King Publishing, 2012. – 186 p.
15. Harrington, Austin. Art and Social Theory: sociological arguments in aesthetics / Austin Harrington. – Cambridge: Polity Press, 2004. – 237 p.