УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Рассказова Жанна Владимировна,

старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика», Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ.

Процесс формирования исследовательской компетентности обучающихся должен носить целенаправленный и систематический характер, так как данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей. Данная статья посвящена рассмотрению одного из средств формирования исследовательской компетентности обучающихся в условиях обще-образовательной организации – учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: Ключевые слова: исследовательская компетентность,учебно-исследовательская деятельность,научно-исследовательская деятельность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Современное динамично развивающееся российское общество предъявляет к современному выпускнику общеобразовательной организации несколько иные требования, чем это было даже несколько лет назад. Современный выпускник должен обладать не только глубокой знаниевой парадигмой, но и уметь быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

В связи с этим обстоятельством, актуальной проблемой на сегодняшний день для процесса обучения в условиях общеобразовательной организации становится обучение детей и подростков способам добывания и переработки научной информации путем самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.

Исследовательскую компетентность мы рассматриваем как интегральную характеристику личности обучающегося, проявляющуюся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений. Самостоятельно освоить и построить системы новых знаний учащийся может лишь тогда, когда является субъектом своего образования, четко осознающим смысл и значение исследовательской компетентности в учебной деятельности, заинтересованным в получении исследовательских результатов.

Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося, является основой для формирования исследовательской компетентности.

Таким образом, организация и осуществление учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе общеобразовательной организации выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.

Тематика внедрения исследовательских методов в школьное образование является достаточно актуальной. Разработчиками концепции исследовательского подхода к обучению являются А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Андреев, М.Н. Арцев и др.

А.С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [2, с.17].

А.И. Савенков под учебно-исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [3, с.14].

Под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью учебно-исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Целью учебно-исследовательской работы обучающихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.

Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой подростки используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников. При таких условиях учебно-исследовательская деятельность обучающихся общеобразовательных организаций приближается к научной, однако сохраняет отличительные черты: тематика определена требованиями образовательной программы и предполагает получение достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Основными направлениями учебно-исследовательской деятельности являются: формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности; создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников; совершенствование исследовательских умений школьников; развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся; ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.

Учебно-исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности, иерархичности, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, продуктивности, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, индивидуализации, культуросообразности и др.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании учебно-исследовательской деятельности обучающихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. Учебно-исследовательская деятельность создает базу для организации более сложного уровня исследовательской деятельности обучающихся – научно-исследовательской.

Научно-исследовательская деятельность - такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В.Н. Борздун отмечает, что естественно научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами [1, с.48]. Дети чрезвычайно любознательны и их стремление к исследовательской деятельности не может быть ограничено возрастными и другими рамками; работа с одаренными детьми необходима, но другие дети также могут попробовать свои силы в НИР. Кроме того, И. П. Павлов подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Он достигает особой силы у высших обезьян и у человека. И. П. Павлов писал также о том, что эта «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение: она не выводится из других побуждений и несводима к ним. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением.

Научно-исследовательская работа – это комплексная система участия школьников во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих качеств учащихся.

В процессе организации и осуществления как учебно-исследовательской, так и научно-исследовательской деятельности, обучающиеся получают опыт межличностного и делового общения, навыки поиска мест и способов приложения своих сил, анализируют свои способности, становятся более ответственными, самостоятельными, учатся быть нужными обществу, видеть исследовательские проблемы и трудности окружающей действительности, что в дальнейшем развитии приводит к формированию исследовательской компетентности.

Таким образом, одним из важнейших направлений формирования исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации является правильно организованная учебно-исследовательская деятельность, выступающая средством комплексного решения задач обучения, воспитания и развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

 

Список литературы:

1. Борздун В.Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В.Н. Борздун, Л.А. Борздун // Методист. Научно-методический журнал. – 2003. - №6. – С.48-51.

5. Обухов А.С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. – 2008. №2. – С.17-23.

6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. – 2007. - №3. – С.14-24.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»