Условия развитие мнемических способностей младших школьников




Горбунова Валентина Алексеевна

преподаватель муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого» г. Балаково

Аннотация: В статье рассматриваются мнемические способности, их развитие в младшем школьном возрасте. Зависимость мнемических способностей от условий. Необ-ходимость создания условий в образовательной деятельности школьников младших классов для развития памяти с целью успешной дальнейшей учебной деятельностью.

Ключевые слова: Ключевые слова: память,мнемические способности,условия,развитие памяти в младшем школьном возрасте,мнемическая деятельность.




Библиографическое описание: Горбунова В.А. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 20-21


Теоретические и экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, концепция психического развития индивида, метод развивающего обучения Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, исследовательская работа по изучению мнемических способностей С.А. Изюмовой, концепция способностей В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной, работы С. Рубинштейна, И. Сеченова, А. Бергсона, Г. Эббингауза, П. Зинченко, А. Смирнова и др. посвящены изучению и исследованию способностей памяти. Память – процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращения в сферу сознания. В качестве компонентов познавательной активности, неразрывно связанных с перцептивными процессами и интеллектуальной деятельностью человека выделяют мнемические процессы. Мнемическая деятельность – деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение материала, включает в себя механизмы (функциональные, операциональные, регулирующие), которые при совокупности приемов и способов, облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемическая деятельность способствует развитию мнемических способностей личности – свойства функциональных систем мозга, позволяющие кодировать и декодировать информацию. Уровень развития мнемических способностей зависит от условий, в которых эти способности развиваются. Чтобы учебная деятельность стала успешной, необходима развитая память, так как она является ведущим психическим процессом у младших школьников. Младший школьный возраст благоприятен для развития мнемических способностей, так как характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Изучение данного вопроса позволило определить зависимость уровня мнемических способностей от условий, в которых эти способности развиваются. Анализируя результаты диагностики уровня мнемических способностей младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам, было отмечено, что показатель уровня развития мнемических способностей младших школьников осваивающих дополнительную программу по видам искусств, выше. Этому способствует система учебной деятельности по освоению дополнительной программы, где преподаватели применяют одновременно разное количество приемов, направленных на процессы запоминания, воспроизведения и сохранения, обращаются к способностям наглядно-образного, зрительно-двигательного, двигательно-слухового, зрительно-слухового запоминания. Каждый ребенок, обучающийся в школе искусств, закрепляет изученные мнемические приемы, используя их в концертных и конкурсных выступлениях, тем самым совершенствуя свои мнемические способности, мотивированные достижением успеха. Мнемическая деятельность учащихся школы искусств неразрывно связана с эмоциональной стороной психической деятельности, которая является сильным толчком для развития мнемических способностей.

Для того чтобы ребенок вырос успешным, ему необходимо развиваться гармонично. Анализируя выявленные условия, сложившиеся в учебной деятельности по освоению дополнительных образовательных программ в области искусств, можно отметить, что система учебной деятельности ориентированная на развитие познавательной мотивации младшего школьника, через вариативность и индивидуализацию, через модель творческого взаимодействия ученик – учитель, является тем условием, которое дает показатели в уровне развития мнемических способностей младших школьников. Раскрытие детского потенциала, развитие способностей учащихся – на это должны быть направлены совместные действия образовательных организаций общего и дополнительного образования. Способность к образному запоминанию (развивается на занятиях в школах искусств) влияет на образное мышление (так необходимое на уроках физики и геометрии, информатики), на развитие детского воображения (уроки истории, литературы, географии).

Изучение данного вопроса дает возможность утверждать, что учащиеся, посещающие школу искусств, имеют больше возможностей для развития мнемических способностей, с целью увеличения объема памяти. Как говорят психологи, развитая память способствует регуляции своего поведения, человек обладающей хорошей памятью (природной, развитой), успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью, своей жизнью.

 

Список литературы:

1. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: Учебное пособие. – Самара: Универс-групп, 2005 – 120 с. ISBN5-467-00063-2

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка, издательство «Смысл» 2005, -512с. ISBN: 5-699-13731-9

3. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание М: Директ-Медиа, 2010, - 717с.-ISBN: 978-5-9989-0398-4

4. Зяблицева М.А. Мнемотехника: Секреты суперпамяти, - М: Эксмо, 2009,- 145с. ISBN 978-5-699-34104-7

5. Коростылева Е.Ю., Тямусова Т.А. «Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения», журнал Вектор науки ТГУ. №1 (1), 2010.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»