Условия развития яхтенного туризма в республике Крым




Побирченко Виктория Викторовна *
Шутаева Елена Алексеевна **

доцент *
доцент **
Таврическая академия ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь


Аннотация: Проанализированы предпосылки развития яхтенного туризма в крымском регионе. Выделены направления становления Крыма как центра яхтенного туризма международного уровня. Названы проблемы развития яхтенного туризма в Республике Крым.

Ключевые слова: международный туризм, яхтенный туризм, туристский потенциал региона, туристско-рекреационный комплекс, социально-экономическое развитие региона.




Библиографическое описание: Побирченко В.В., Шутаева Е.А. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ [Тема] // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики: сборник материалов 7-й международной научно-практической конференции(19 апреля, 2015 г., г. Махачкала) / НИЦ «Апробация» — Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 — С. 27-29


Международный туризм, будучи комплексной сферой мирового хозяйства, влияет как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства стран и отдельных регионов. В мировом экспорте товаров и услуг в настоящее время туризм занимает одну из лидирующих позиций. Активное развитие туризма является результатом влияния таких факторов, как рост международного бизнеса, мирового благосостояния, здоровья и продолжительности жизни населения и др., создающих в совокупности сегмент постоянных туристов, путешествующих как с целью бизнеса, так и с целью отдыха.

Яхтенный туризм – одно из ведущих направлений международного туризма. Популярность водного туризма, как и туризма вообще, растет во всем мире. Научно-техническая революция обусловила появление более надежных и дешевых яхт. Благодаря этому и росту благосостояния, еще в 60-е годы ХХ века в Европе резко выросло количество яхт-клубов и яхтсменов. В настоящее время яхтинг превратился из «спорта аристократии» в массовый вид активного отдыха, вполне доступный для человека с доходом в 1 – 1,5 тыс. евро в месяц. По числу яхт, катеров и других плавсредств на душу населения в мире лидируют страны Европы, США и Канада. В этих регионах давно сложилась система яхтинга с высококлассными маринами.

В последние годы данный вид туризма активно развивается в странах Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Прежде всего, Турции и Израиле, где появились высококлассные марины, при создании которых используются самые современные технологии. Исследования в области яхтенного туризма показывают, что во многих странах яхтинг составляет существенную статью национального дохода по статье туризма. В этой сфере осуществляются производство и ремонт яхт, отработаны системы обучения персонала, координации маркетинга, разработки водных и наземных маршрутов и обеспечения различного рода взаимодействия между маринами, а также собственно строительство марин. Итогом такой систематизации становится чрезвычайно высокая роль яхтинга в экономической структуре отдельных стран и целых регионов. Яхтенный туризм, являющийся одним из наиболее динамично развивающихся, перспективных и прибыльных видов туризма во всем мире, до настоящего времени в Крыму своего развития не получил.

Климатические условия, наличие достаточного потенциала для развития круглогодичного туризма, богатое историческое наследие, наличие на территории уникальных объектов самобытного культурно-исторического наследия, значительная протяженность береговой линии, заинтересованность иностранных яхтсменов в акватории Черного моря, существующий дефицит стояночных мест, обусловленный непрерывным ростом количества яхт в Средиземном море, все это обуславливает перспективность развития яхтенного туризма в крымском регионе. Тем более, что вложения в морской туризм считаются одним из самых эффективных видов инвестиций.

В связи с чем, ещё в 2011 году Совет министров АР Крым одобрил проект Концепции развития яхтенного туризма в Крыму на период до 2020 года, в котором определены общие направления развития данного вида отдыха и места строительства на полуострове парусных центров [1].

Основной целью концепции являлось определение и реализация основных направлений по развитию Крыма как центра яхтенного туризма международного уровня, создание береговой инфраструктуры яхтенных стоянок и марин на всем побережье Черного моря республики (создание 11 яхтенных марин и 4 яхтенных стоянок), развитие регионального флота яхтенных судов путем активизации использования существующего в регионе промышленного потенциала по строительству и ремонту маломерных судов. Открытие стоянок позволит Крыму создать 800-1000 рабочих мест, а также получить дополнительные доходы в бюджет от работы яхтенных марин в размере около 37 млн. евро. Создание таких объектов предполагалось в г. Керчи, г. Феодосии, г. Судаке, г. Ялте, г. Алуште, пгт Гурзуф, бухте Ласпи, пгт. Балаклаве, г. Евпатории, пгт. Мирный, пгт Черноморское. Прогнозные объемы финансирования с 2011 по 2020 годы для реализации Концепции составляли 280-311 млн. евро. Средний объем инвестиций на одно создаваемое причальное место - 85 тыс. евро. Те немногие успехи, которые были достигнуты за время пребывания Крыма под юрисдикцией независимой Украины, к сожалению, не успели принести ощутимых результатов, но и,то малое, что было реализовано необходимо интегрировать в российское правовое, экономическое и информационное пространство.

Развитие яхтенного туризма в Крыму будет способствовать: 1) развитию морской инфраструктуры Черноморского побережья Крыма; 2) привлечению инвестиций в Крым, как российских, так и иностранных; 3) стимулированию строительства яхтенных марин и стоянок, производству и оснащению яхтенных судов, оказанию сервисных и ремонтных услуг; 4) созданию новых рабочих мест; 5) увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней;6) привлечению дополнительных туристических потоков и созданию позитивного имиджа Крыма, как международного центра туризма.

Однако, несмотря на целый ряд преимуществ, сегодня Крым имеет огромное количество серьезных нерешенных проблем[2]. Неэффективность функционирования яхтенного туризма в Крыму, обуславливается недостаточным использованием туристского потенциала региона, неразвитостью инфраструктурных объектов и несоответствием их международным стандартам по всем составляющим, несовершенством законодательной базы в отношении въездного яхтенного туризма и недостаточным количеством пунктов пропуска через границу. Существующие проблемы усугублены сложностями переходного периода Республики Крым, географическая отдалённость полуострова от материковой части России, а в сложившихся условиях практически изолированность Крыма в силу отсутствия постоянного транспортного сообщения сказываются на качестве крымского туристического продукта и тормозят дальнейшее развитие индустрии отдыха в Крыму в целом.

Немаловажной проблемой является также недостаточная информационная поддержка развития яхтенного туризма в Республике Крым. В настоящее время по данной тематике отсутствуют такие информационные ресурсы, как интернет-портал, справочные материалы, каталоги, карты, схемы, буклеты, а также не осуществляется продвижение направления яхтенного туризма на международных туристических выставках и через иные информационные каналы. Необходима активная информационная поддержка всех участников яхтенного туризма. Яхтенный туризм требует формирования положительного имиджа региона как международного центра туризма.

При этом, необходимо отметить, что судьба яхтенного туризма в Крыму зависит не только от усилий общественности и госорганов. Важная роль в его развитии принадлежит отечественным предпринимателям, которые должны, наконец, осознать перспективность инвестиций в эту отрасль.

Яхтенный туризм в Крыму является одним из перспективных видов туризма, активное развитие которого будет содействовать быстрому экономическому и социальному развитию региона и преобразованию его как во всероссийский, так и в международный центр туризма и отдыха. Кроме того яхтенный туризм может стать не только частью туристско-рекреационного, но и транспортного комплексов Республики Крым. В связи с чем, необходима комплексная государственная программа развития яхтенного туризма в Республике Крым с учётом особенностей переходного периода. Кроме того, Крым может стать стартовой площадкой для развития яхтенного туризма во всей России.

 

Список литературы:

  1.    Концепция «Развитие яхтенного туризма в Автономной Республике Крым» на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/krym/show/rb0242002-11
  2.   Троицкий, В.В. О проблемах развития яхтенного туризма в Украине и путях их решения / В. В. Троцкий // Проблемы устойчивого развития приморских городов / Труды 1-ойМеждународной конференции: Приморские города и поселки Черного и Азовского морей: совместно к устойчивому развитию (март 2001). – Севастополь: Аквавита, 2002. – С. 140-144.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»