Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности [5,с.8 «Постановление от 26 июня 2007 г. N 409 Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации». // Гуманитарноправовой портал PSYERA [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://psyera.ru/4114/bankovskiy-produkt-i-uslugi (дата обращения 02.12.2015г)]. Это совокупность данных операций, комплекс услуг, предоставляемые клиенту для удовлетворения потребностей.
Есть разница между банковским продуктом и банковской услугой. Разница заключается в том, что продукт предоставляется в виде документа (обязательства), т.е. открытие банковского счета - это продукт, а обслуживание этого счета - банковская услуга.
В научной литературе выделяют виды банковских услуг:
1) расчетно-кассовое обслуживание — услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также с приемом и выдачей наличных денег;
2) кредитные услуги, в число которых помимо традиционного кредитования можно включить такие заменители кредита, как лизинг, факторинг, форфейтинг, а также выдачу гарантий;
3) депозитные (вкладные) услуги, связанные с открытием клиенту бессрочных, срочных или сберегательных счетов в банке;
4) инвестиционные услуги, которые выражаются в предоставлении клиенту инвестирования денежных средств в ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество;
5) услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также валютные услуги;
6) трастовые (доверительные) услуги, когда банк берет на себя управление имуществом физических или юридических лиц и выполнение других услуг по поручению и в интересах клиента на праве доверенного лица;
7) консультационные и информационные услуги.
В зависимости от субъектов получения услуги разделяются для банков, для физических и юридических лиц, для последних также в зависимости от масштаба ведения бизнеса - крупный, средний и малый бизнес (рис. 4)
Виды банковских услуг для:
|
Банков
|
Физических лиц
|
Юридических лиц
|
Малый бизнес
|
Крупный бизнес
|
Средний бизнес
|
Все услуги коммерческих банков можно разделить на специфические (в зависимости от особенности деятельности банка как участника рынка) и неспецифические банковские услуги. К специфическим услугам можно отнести:
1) депозитные - вложение клиентом своих денежных средств под определенный процент, которые является дополнительным доходом клиента;
2) кредитные - то же самое, что и депозит, только в обратном порядке, а именно банк выдает денежные средства клиенту под определенный процент с обязательством возврата кредитной стоимости клиентом. Именно с кредита банк получает большую часть дохода;
3) расчетные услуги - банк открывает расчетные счета, с которых происходит выплата заработной платы работникам, перечисление налогов и других платежей. Данные операции могут происходить как в наличной, так и безналичной форме.
Как говорилось выше, существуют также неспецифические банковские услуги, которые включают в себя:
Банковские услуги могут осуществляться как пассивные, так и активные. Пассивные операции позволяют банку формировать ресурсную базу (депозиты, сертификаты и т.д.), за счет активных операций коммерческий банк размещает средства на нужды населения и хозяйственного сектора.
Наиболее важным является разделение банковских услуг на материальные и чистые услуги. Чистые услуги в отличие от материальных не связаны напрямую с движением денег, требуют определенных затрат. Чистые услуги банка наиболее близки по организации и содержанию к услугам предприятий сферы услуг . Материальные услуги особенны тем, что связаны с сущностью банковской деятельности – трансформацией денежных потоков, которые предполагают движение денег А при выполнении банком услуг. (приложение 3)
Банковским услугам характерны следующие особенности:
Банковскую услугу можно определить как совокупность действий, которые затрагивают как клиента, так и банка. Качество самой услуги во многом определяет, какие отношения сложатся в связи клиент-банк. Свойство и и характеристика банковской услуги, определяет вид потребности, которая может быть удовлетворена, а эти данные непосредственно связаны как со себестоимостью, так и с потребительской стоимостью услуги.
Большое значение в наборе услуг, их качестве, цене оказывает положение банка, его устойчивость, репутация, конкурентоспособность. Крупные и широко известные банки могут позволить себе устанавливать более дорогую стоимость услуг, а мелкие банки дешевую. Таким образом, идет привлечение клиентов. Но в последнее время наблюдается следующая тенденция: мелкие банки уходят с рынка, а те, которые остаются, понижают ставку процента по кредитам до ставки рефинансирования, а по депозитам завышают ставки для выживания. В то время как крупные банки не настолько мобильно и быстро реагируют на кризисные явления.
Вот перечень услуг, предоставляемых коммерческими банками юридическим лицам:
Для оказания услуг, согласно статье 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ст.5, банку необходимо получить лицензию, выдаваемую Банком России. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.
Рассмотрим подробнее основные виды банковских услуг, предоставляемые юридическим лицам. Депозитные операции – это основной вид привлечения банком ресурсов. Данная услуга связана с размещением средств клиента во вклады. Услуга используется не только для сохранения в безопасности денежных средств, но и для дополнительного дохода- ссудного процента.
По срокам депозиты делятся на:
1) депозит до востребования
2) срочный депозит
Депозит до востребования не имеет конкретного срока. На данном счете отражаются средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах, находящиеся в государственной или негосударственной собственности. Также средства на счетах фондов, корреспондентских счетах (ЛОРО) и т.д. Несмотря на то, что существует высокая подвижность средств на счетах, коммерческий банк определяет минимальный неснижаемый остаток и использует его в качестве стабильного ресурса.
Срочный депозит – это вклад на конкретный строго фиксированный в договоре срок. Фиксированность срока очень важна для поддержания ликвидности баланса коммерческого банка. По срочному депозиту ставки процента, как правило, выше, так как имеют ограничения по изъятию, а иногда и по пополнению денежных средств на счет. Сроки депозитарного вклада коррелируют с процентной ставкой и возможностью пополнения/ изъятия.
Следующий вид основных банковских услуг - кредитные операции. Они занимают ведущую роль в деятельности коммерческого банка. Наибольший удельный вес в общей сумме активов занимает именно кредитование. За счет данной операции банк получает большую часть дохода.
Кредитная услуга предоставляется кредитором (банком) клиенту на условиях возвратности, платности, срочности. Кредиты предоставляются в рублях и иностранной валюте на срок:
Кредитный договор заключается на определенный срок, началом отсчета которого следует считать момент заключения договора (если в самом договоре не указано иное). Окончанием срока действия кредитного договора в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ является момент исполнения сторонами своих обязательств по договору. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Сумма кредитования определяется на основании оценки кредитоспособности и правоспособности клиента, его кредитной истории в коммерческом банке и специфики кредитуемого проекта. Наличие счетов в банке и положительной кредитной истории, в случае если заемщик кредитовался ранее, рассматривается как преимущество.
В качестве обеспечения по кредитам банк принимает:
Сумма обеспечения должна покрывать размер основного долга по кредиту, причитающихся банку процентов, а также возможные расходы банка, связанные с принудительной реализацией залога.
Одним из центральных мест в деятельности банка последнее время занимает транзакционный бизнес. Одним из направлений является управление расчетами в безналичной форме. По поручению юридических лиц, банк открывает расчетные счета, через которые проходят различные платежи. Банк в этом случае выступает посредником между продавцом и покупателем. Эффективное управление расчетами позволяет повысить операционную эффективность, снизить риски при расчетах наличностью или с использованием банковских карт; оптимизировать оборотный капитал: снизить издержки на осуществление платежей, снизить риск «замораживания» валютных средств при международных расчетах, зачислять средства на счет «день в день».
И тем не менее, идет эволюция в наборе предоставляемых банковских услугах. Новейшие технологии, новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг, расширение безрисковой деятельности и сведении ее к рисковой деятельности в соотношении 1 к 2, или даже безрисковая деятельность должна будет занимать большую долю в развитии.
Список литературы:
Монографии,диссертации:
1. Виноградова Т.Н. Банковские операций / Т.Н. Виноградова. Феникс, 2011. 379 с
2. Лаврушина О.И. Банковское дело. Финансы и статистика/ О.И. Лаврушина. 10-е изд. перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2013. 800с
3. Лукаш С.И., Малютина Л.А. Банковская энциклопедия / С.И. Лукаш, Л.А. Малютина. 1994. 247с.
4. Шмырева А.И. Основы банковского бизнеса: учеб. пособие. Ч.1 / А.И. Шмырева. Новосибирск, 2012. 48с
5. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции, изд. 4 /В.М. Усоскин, Ленанд: 2014. 328с
Источник из интернета:
1. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/SOI/SOI_mar_2015.pdf (дата обращения 21.12.2015г)
2. «Постановление от 26 июня 2007 г. N 409 Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации». // Гуманитарно-правовой портал PSYERA [Электронный ресурс ] [сайт]. URL: http://psyera.ru/4114/bankovskiy-produkt-i-uslugi (дата обращения 02.12.2015 г.)
3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 ст.5 // Информационно-правовой портал «Консультант плюс» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178399/ (дата обращения 02.12.2015г).