+7 989 669 15 15



Виды банковских услуг, предоставляемые юридическим лицам в РФ




Гребенникова Светлана Игоревна*
Забержинский Борислав Эдуардович**

студент*
преподаватель **
СамГТУ, Россия, г. Самара


Аннотация: банковская услуга - совокупность данных операций, комплекс услуг, предоставляемые клиенту для удовлетворения потребностей. Банковских услуг существует большое множество. Наиболее важным является разделение банковских услуг на материальные и чистые услуги. И тем не менее идет эволюция в наборе предоставляе-мых банковских услугах.

Ключевые слова: банковская услуга, банк.




Библиографическое описание: Гребенникова С.И., Забержинский Б.Э. ВИДЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В РФ [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 –С.49-54


Банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности [5,с.8 «Постановление от 26 июня 2007 г. N 409 Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации». // Гуманитарноправовой портал PSYERA [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://psyera.ru/4114/bankovskiy-produkt-i-uslugi (дата обращения 02.12.2015г)]. Это совокупность данных операций, комплекс услуг, предоставляемые клиенту для удовлетворения потребностей.

Есть разница между банковским продуктом и банковской услугой. Разница заключается в том, что продукт предоставляется в виде документа (обязательства), т.е. открытие банковского счета - это продукт, а обслуживание этого счета - банковская услуга.

В научной литературе выделяют виды банковских услуг:

1) расчетно-кассовое обслуживание — услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также с приемом и выдачей наличных денег;

2) кредитные услуги, в число которых помимо традиционного кредитования можно включить такие заменители кредита, как лизинг, факторинг, форфейтинг, а также выдачу гарантий;

3) депозитные (вкладные) услуги, связанные с открытием клиенту бессрочных, срочных или сберегательных счетов в банке;

4) инвестиционные услуги, которые выражаются в предоставлении клиенту инвестирования денежных средств в ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество;

5) услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также валютные услуги;

6) трастовые (доверительные) услуги, когда банк берет на себя управление имуществом физических или юридических лиц и выполнение других услуг по поручению и в интересах клиента на праве доверенного лица;

7) консультационные и информационные услуги.

В зависимости от субъектов получения услуги разделяются для банков, для физических и юридических лиц, для последних также в зависимости от масштаба ведения бизнеса - крупный, средний и малый бизнес (рис. 4)

 

Виды банковских услуг для:

 

Банков

 

Физических лиц

 

Юридических лиц

 

 

 

Малый бизнес

 

Крупный бизнес

 

Средний бизнес

 

 

 

Рис. 4. Виды банковских услуг.

 

Все услуги коммерческих банков можно разделить на специфические (в зависимости от особенности деятельности банка как участника рынка) и неспецифические банковские услуги. К специфическим услугам можно отнести:

1)   депозитные - вложение клиентом своих денежных средств под определенный процент, которые является дополнительным доходом клиента;

2)   кредитные - то же самое, что и депозит, только в обратном порядке, а именно банк выдает денежные средства клиенту под определенный процент с обязательством возврата кредитной стоимости клиентом. Именно с кредита банк получает большую часть дохода;

3)   расчетные услуги - банк открывает расчетные счета, с которых происходит выплата заработной платы работникам, перечисление налогов и других платежей. Данные операции могут происходить как в наличной, так и безналичной форме.

Как говорилось выше, существуют также неспецифические банковские услуги, которые включают в себя:

  • ·      посреднические услуги,
  • ·      услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и другие);
  • ·      предоставление коммерческим банком гарантий и поручительств; доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента);
  • ·      бухгалтерская помощь предприятиям;
  • ·      представление клиентских интересов в судебных органах;
  • ·      услуги по предоставлению сейфов
  • ·      другие услуги

Банковские услуги могут осуществляться как пассивные, так и активные. Пассивные операции позволяют банку формировать ресурсную базу (депозиты, сертификаты и т.д.), за счет активных операций коммерческий банк размещает средства на нужды населения и хозяйственного сектора.

Наиболее важным является разделение банковских услуг на материальные и чистые услуги. Чистые услуги в отличие от материальных не связаны напрямую с движением денег, требуют определенных затрат. Чистые услуги банка наиболее близки по организации и содержанию к услугам предприятий сферы услуг . Материальные услуги особенны тем, что связаны с сущностью банковской деятельности – трансформацией денежных потоков, которые предполагают движение денег А при выполнении банком услуг. (приложение 3)

Банковским услугам характерны следующие особенности:

  • ·      неосязаемость, т.е. имеет нематериальный характер;
  • ·      ненакапливаемость, т.е. потребитель может воспользоваться услугой только тогда, когда она предоставляется;
  • ·      неотделимы от своего источника;
  • ·      непостоянство качества, т.е. одинаковые услуги могут иметь разную степень качества в зависимости от субъекта и объекта деятельности банка;
  • ·      регламентация банковских услуг контролируется законодательством Российской Федерации;
  • ·      введение нового банковского продукта нельзя запантетовать.

Банковскую услугу можно определить как совокупность действий, которые затрагивают как клиента, так и банка. Качество самой услуги во многом определяет, какие отношения сложатся в связи клиент-банк. Свойство и и характеристика банковской услуги, определяет вид потребности, которая может быть удовлетворена, а эти данные непосредственно связаны как со себестоимостью, так и с потребительской стоимостью услуги.

Большое значение в наборе услуг, их качестве, цене оказывает положение банка, его устойчивость, репутация, конкурентоспособность. Крупные и широко известные банки могут позволить себе устанавливать более дорогую стоимость услуг, а мелкие банки дешевую. Таким образом, идет привлечение клиентов. Но в последнее время наблюдается следующая тенденция: мелкие банки уходят с рынка, а те, которые остаются, понижают ставку процента по кредитам до ставки рефинансирования, а по депозитам завышают ставки для выживания. В то время как крупные банки не настолько мобильно и быстро реагируют на кризисные явления.

Вот перечень услуг, предоставляемых коммерческими банками юридическим лицам:

  • o  открытие, ведение и комплексное расчетно-кассовое обслуживание рублевых и валютных счетов резидентов и нерезидентов страны;
  • o  вкладные (депозитные) операции;
  • o  вкладные (депозитные) операции с ежемесячной выплатой процентов;
  • o  операции с ценными бумагами;
  • o  встречный платеж;
  • o  переводные операции в иностранной валюте и в валюте РФ;
  • o  кредитование малых предприятий;
  • o  кредитование средних предприятий;
  • o  торговое финансирование и обслуживание внешнеэкономической деятельности;
  • o  гарантии;
  • o  аккредитивы;
  • o  пластиковые карты;
  • o  факторинг;
  • o  хранение ценностей в индивидуальных сейфах;
  • o  операции с драгоценными металлами;
  • o  осуществление расчётов в валюте РФ;
  • o  осуществление международных расчетов;
  • o  доставка и инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Для оказания услуг, согласно статье 13 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ст.5, банку необходимо получить лицензию, выдаваемую Банком России. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Рассмотрим подробнее основные виды банковских услуг, предоставляемые юридическим лицам. Депозитные операции – это основной вид привлечения банком ресурсов. Данная услуга связана с размещением средств клиента во вклады. Услуга используется не только для сохранения в безопасности денежных средств, но и для дополнительного дохода- ссудного процента.

По срокам депозиты делятся на:

1)   депозит до востребования

2)   срочный депозит

Депозит до востребования не имеет конкретного срока. На данном счете отражаются средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах, находящиеся в государственной или негосударственной собственности. Также средства на счетах фондов, корреспондентских счетах (ЛОРО) и т.д. Несмотря на то, что существует высокая подвижность средств на счетах, коммерческий банк определяет минимальный неснижаемый остаток и использует его в качестве стабильного ресурса.

Срочный депозит – это вклад на конкретный строго фиксированный в договоре срок. Фиксированность срока очень важна для поддержания ликвидности баланса коммерческого банка. По срочному депозиту ставки процента, как правило, выше, так как имеют ограничения по изъятию, а иногда и по пополнению денежных средств на счет. Сроки депозитарного вклада коррелируют с процентной ставкой и возможностью пополнения/ изъятия.

Следующий вид основных банковских услуг - кредитные операции. Они занимают ведущую роль в деятельности коммерческого банка. Наибольший удельный вес в общей сумме активов занимает именно кредитование. За счет данной операции банк получает большую часть дохода.

Кредитная услуга предоставляется кредитором (банком) клиенту на условиях возвратности, платности, срочности. Кредиты предоставляются в рублях и иностранной валюте на срок:

  • ·      краткосрочные кредиты до 1 года;
  • ·      среднесрочные кредиты от 1 года до 3 лет;
  • ·      долгосрочные кредиты свыше 3 лет.

Кредитный договор заключается на определенный срок, началом отсчета которого следует считать момент заключения договора (если в самом договоре не указано иное). Окончанием срока действия кредитного договора в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ является момент исполнения сторонами своих обязательств по договору. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Сумма кредитования определяется на основании оценки кредитоспособности и правоспособности клиента, его кредитной истории в коммерческом банке и специфики кредитуемого проекта. Наличие счетов в банке и положительной кредитной истории, в случае если заемщик кредитовался ранее, рассматривается как преимущество.

В качестве обеспечения по кредитам банк принимает:

  • ·      залог недвижимости, основных средств клиента, товарно-материальных запасов, имущественных прав;
  • ·      залог ликвидных ценных бумаг российских и иностранных эмитентов;
  • ·      гарантии (поручительства) надежных банков или платежеспособных предприятий;
  • ·      долговые обязательства контрагентов заемщика и другие активы.

Сумма обеспечения должна покрывать размер основного долга по кредиту, причитающихся банку процентов, а также возможные расходы банка, связанные с принудительной реализацией залога.

Одним из центральных мест в деятельности банка последнее время занимает транзакционный бизнес. Одним из направлений является управление расчетами в безналичной форме. По поручению юридических лиц, банк открывает расчетные счета, через которые проходят различные платежи. Банк в этом случае выступает посредником между продавцом и покупателем. Эффективное управление расчетами позволяет повысить операционную эффективность, снизить риски при расчетах наличностью или с использованием банковских карт; оптимизировать оборотный капитал: снизить издержки на осуществление платежей, снизить риск «замораживания» валютных средств при международных расчетах, зачислять средства на счет «день в день».

И тем не менее, идет эволюция в наборе предоставляемых банковских услугах. Новейшие технологии, новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг, расширение безрисковой деятельности и сведении ее к рисковой деятельности в соотношении 1 к 2, или даже безрисковая деятельность должна будет занимать большую долю в развитии.

 

Список литературы:

Монографии,диссертации:

1.   Виноградова Т.Н. Банковские операций / Т.Н. Виноградова. Феникс, 2011. 379 с

2.   Лаврушина О.И. Банковское дело. Финансы и статистика/ О.И. Лаврушина. 10-е изд. перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2013. 800с

3.   Лукаш С.И., Малютина Л.А. Банковская энциклопедия / С.И. Лукаш, Л.А. Малютина. 1994. 247с.

4.   Шмырева А.И. Основы банковского бизнеса: учеб. пособие. Ч.1 / А.И. Шмырева. Новосибирск, 2012. 48с

5.   Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции, изд. 4 /В.М. Усоскин, Ленанд: 2014. 328с

 

Источник из интернета:

1. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/SOI/SOI_mar_2015.pdf (дата обращения 21.12.2015г)

2. «Постановление от 26 июня 2007 г. N 409 Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации». // Гуманитарно-правовой портал PSYERA [Электронный ресурс ] [сайт]. URL: http://psyera.ru/4114/bankovskiy-produkt-i-uslugi (дата обращения 02.12.2015 г.)

3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 ст.5 // Информационно-правовой портал «Консультант плюс» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178399/ (дата обращения 02.12.2015г).

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»