Влияние барочных традиций на творчество композиторов xx-xxi веков




Юнеева Елена Андреевна

старший преподаватель
Волгоградской консерваторий им. П.А. Серебрякова, г. Волгоград


Аннотация: Барочные традиции, оказавшие большое влияние на обновление музыкального языка XX века, сообщают множество импульсов для развития музыкальной культуры сегодняшнего дня.

Ключевые слова: музыкальная культура, традиции эпохи Барокко, композиторские школы XX и XXI века.




Библиографическое описание: Юнеева Е.А. ВЛИЯНИЕ БАРОЧНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ XX-XXI ВЕКОВ [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.74-75


Эпоха Барокко составила принципиально важный этап в развитии мировой художественной культуры, а в музыке этого времени соединились многие, свойственные ей, эстетические особенности. Сохраняя преемственность предшествующих этапов развития, она многократно проявляется в современной музыкальной культуре, оказывает различные влияния, сообщает множество импульсов для ее развития.

В XX веке музыкальная культура оказалась под мощным воздействием традиций эпохи Барокко, влияние которых можно увидеть в творчестве целого ряда весьма отличающихся друг от друга композиторов.

Интерес к старинной музыке, полифонии, произведениям Г. Перселла (1659–1695) и К. Монтеверди (1567–1643), привел Арнольда Шёнберга (1874–1951) к созданию новой (атональной) музыки, которая постепенно выросла из старой полифонической техники; использовал в своем творчестве такие формы барочной музыки, как пассакалия и канон. [2]. Игорь Стравинский (1882–1971) по мере наступления его неоклассицистского периода обращался к фонду интонаций, приемов и форм Барокко, использовал инвенционную технику старых мастеров, перенимал свойственный им принцип концертности, делая его определяющим в развитии. Проигрывание всегда предшествовало у Стравинского собственно творческому процессу: «Я играю английских верджинелистов с никогда не ослабевающим наслаждением. Я играю также Куперена, кантаты Баха – лишком многочисленные, чтобы проводить различия – еще более многочисленные итальянские мадригалы» [цит. по 1]. В воскрешении приемов Барокко – великой эпохи стилевого брожения – Стравинский искал и находил новые импульсы для развития своих творческих идей. Пауль Хиндемит (1895–1963), музыкальный язык которого впитал в себя разнообразные экспериментальные течения XX века, постоянно обращался к истокам. Музыкальная культура Барокко стала центром его неоклассических пристрастий, выразилась в широком использовании полифонического метода – фуги, пассакалии, техника линеарного многоголосия насыщают многие его произведения разных жанров.

В XX веке множество работ было сочинено в стиле «необарокко», сфокусированном на имитации полифонии. Например, итальянский композитор Джачинто Шелси (1905–1988), один из самых экстраординарных музыкантов столетия, крупнейший реформатор музыкального языка второй половины XX века, ориентировался на синтез авангардных поисков с традициями различных культур мира. Идеи Шелси часто проявлялись в виде импровизаций, которые записывались с помощью нанятых переписчиков. Таким образом, Барокко опосредованно повлияло на композиторскую практику XX века, во многом служа отправной точкой для эксперимента в области сочинения музыки.

В XX веке появились авторы, пишущие исключительно в барочном стиле, например, Джорджо Паккьони (1947) – итальянский композитор, флейтист, кларнетист, и дирижер, действующий профессор флейты в консерватории Дж. Б. Мартини в Болонье (Италия), универсальный исполнитель, гастролировавший во многих странах Европы, где были сделаны многочисленные записи для теле- и радиовещательных станций. Его исследования в области барочного контрапункта привели к попыткам повторить творческий опыт композиторов прошлого с целью использования его современными музыкантами. «Мои усилия сосредоточены на возрождении композиционных приемов прошлого – тех, которые помогли в создании музыкальных шедевров эпохи, чтобы затем перенаправить эту науку в наше время, обогатить технику и выразительные возможности современных музыкантов, дав им то, что было, без сомнения, утрачено в глубине веков» – написал композитор в личной переписке с автором.

Современные композиторы все чаще обращаются к этой эпохе, желая поэкспериментировать и перенести свое мироощущение в старинные и устоявшиеся формы и образцы. Среди таких авторов можно назвать одного из «самых мистических композиторов нашего времени» – эстонского классика Арво Пярта (1935), в творчестве которого сегодня достигает вершин имитационная музыка [3]. В структуре его «Первой симфонии» (имеющей подзаголовок «Полифоническая») две части – «Канон» и «Прелюдия с фугой». Среди других сочинений композитора можно назвать «Cecilia,vergineromana» (2002), «StabatMater» (2008), «SalveRegina» (2011) – уже по названиям которых можно судить о степени барочных влияний на его творчество.

Таким образом, мы видим, что нарождение и активное освоение новых выразительных средств в XX веке было сопряжено с обращениями разных композиторов к традициям эпохи Барокко. Наиболее ценные обретения эпохи (особенности языка и формообразования, жанрово-стилевые особенности и др.) укореняются в современной музыкальной культуре и дают почву новым традициям. Достояние музыкальной культуры эпохи Барокко становится прочным фундаментом, который держит на высоте различные композиторские школы.

 

Список литературы:

1. Григорьева М. Джезуальдо и Стравинский.Музыкальный журнал «Израиль XXI века». Электронный ресурс, дата обращения 27.06.14. http://www.21israel-music.com/SG.htm

2. Райс М. Арнольд Шенберг – певец непокорной мысли. Музыкальный журнал «Израиль XXI века». Электронный ресурс, дата обращения 27.06.14. http://www.21israel-music.com/Schoenberg.htm

3. Цареградская Т. Арво Пярт и феномен «скрытого текста» в его 4-й симфонии. Израиль XXI. Музыкальный журнал.http://www.21israel-music.com/Part.htm

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»