В современных условиях, характеризующихся изменчивостью внешней среды, глобализационными процессами, ужесточением конкуренции и повышенным уровнем риска, развитие компанииосуществляется многовариантно во всех сферах ее деятельности и предполагает адаптацию к сложным трансформациям бизнес-пространства. Доминирующей целью современных компаний становится максимизация капитализации, которая уравновешивает частные и общественные интересы бизнеса, обеспечивает инвестиционную привлекательность и является основой стратегического развития. [3, с. 137]
В последнее время все большее значение в формировании капитализации отводится качественным характеристикам, обеспечивающим конкурентные преимущества. Одним из таких преимуществ становится деловая репутация компании – синергетический эффект, отражающий качество и эффективность управления компанией и проявляющийся как достижение рыночных и внутриорганизационных преимуществ перед конкурентами.[5, с.5] Выступая в качестве нематериального актива, она капитализируется и становится одним из ключевых факторов стоимости, основой улучшения ее финансовых показателей и обеспечения стабильности развития.
В современных условиях строительного рынка деловая репутация строительной организации становится ключевым фактором, влияющим на ее деятельность, в том числе возможность участия в конкурентных процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд.[4, с.8]Общие требования, модели и критерии оценки «деловой репутации строительных организаций» установлены ГОСТ Р 56002-2014 и определены как совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам оцениваемой организации.[2] В документе также сформирована группа факторов, оказывающих влияние на деловую репутацию строительной организации. В качестве основных факторов выделены имидж и средства организации.
При анализе ключевых положений ГОСТ Р 56002-2014 были выявлены недостатки и упущения построения факторной модели, что на практике может существенно отразиться на результатах оценки деловой репутации. Авторами был составлен перечень наиболее важных факторов и уточнены некоторые субфакторыдля оценки деловой репутации строительной организации (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на деловую репутацию строительной организации
Таким образом, для получения достоверной и объективной оценки деловой репутации строительных организаций, необходимо опираться на комплекс факторов, коррелирующих с показателем гудвилла. Уточненная факторная модель позволит разработать комплекс мероприятий по управлению деловой репутацией организации, а также определять механизмы воздействия на показатель капитализации.
Список литературы:
1. Грекова Г.И., Савина Т.С. Оценка влияния социальной ответственности компании на ее деловую репутации // Вестник НГУ - №82, 2014 – с. 50-55
2. ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – М: Стандартинформ, 2014
3. Казакова К.Ю. Идентификация факторов стоимости бизнеса // Проблемы современной науки и образования - №6 (36), 2015 – с. 137-140
4. Солдатенко Т.Н. Модель деловой репутации подрядчика при строительстве здания – Строительство уникальных зданий и сооружений - №12 (27), 2014 – с. 7-23
5. Цветков А.Н. Повышение конкурентоспособности малых строительных организаций: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ А.Н. Цветков; С.-Петербург. гос. архитектурно-строительный ун-т – СПб., – 2011. – 19 с.