+7 989 669 15 15



Влияние физической культуры на мировоззрение студентов




Голубничий Сергей Петрович*
Носов Сергей Михайлович**

старший преподаватель
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Москва


Аннотация: Физическая культура – это часть общей культуры общества, она отражает целенаправленное использование упражнений для укрепления тела и духа. Укреплять тело и дух нужно с малых лет – так, гимнастика полагается даже грудничкам; она позволяет развить мышечную систему и обеспечить ребенка таким нужным ему в маленьком возрасте иммунитетом. Зачастую говорят, что «физкультура – очень значимый предмет». Бесспорно, переоценить ее значение в жизни очень сложно, разве что недооценить – это ясно каждому. Поэтому попробуем в рамках онлайн исследования понять, как же физическая культура влияет именно на духовную часть, способна ли она определить мировоззрение?

Ключевые слова: мировоззрение, студенческая молодежь, физическая культура.




Библиографическое описание: Голубничий С.П., Носов С.М. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ СТУДЕНТОВ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.83-87


Система ценностей и взглядов, норма морали и принципов – все это мировоззрение. Оно складывается годами, и даже глядя на взрослого и состоявшегося человека нельзя наверняка утверждать, что его мировоззрение сформировано окончательно. Сузим круг объекта исследования – будем изучать студентов высших учебных заведений, так как их взгляд на мир еще только формируется.

Можно безошибочно заметить, что стремление к получению высшего профессионального образования в последнее время возросло в разы. Современному молодому человеку для приспособления к окружающей жизни уже не достаточно одного упорства и желания, общество трактует новые требования и обязывает быть «на гребне информационного мира», заставляет постоянно развиваться на профессиональной основе и не терпит стояния на месте. Буквально после выпускного бала подростка «выбрасывает» в новый для него мир, где он должен моментально сориентироваться и приспособиться к новым условиям – и именно эта быстрота реакции и определит его дальнейшие успехи. Естественно, что приоритеты пересматриваются, зачастую увлечения забрасываются, и все внимание уделяется получению образования.

Как часто человек, в школьные годы занимающийся профессиональным видом спорта, поступив в университет, должен был оставить это занятие ради получения высшего образования? Правда ли, что учеба отнимает так много времени, что его действительно практически ни на что не остается? И находит ли время современная молодежь на регулярные тренировки своего тела? Видит ли она смысл этих тренировок? Эти и другие вопросы были заданы студентам высших учебных заведений с целью познания взглядов молодых людей на физическую культуру.

Был составлен социологический опрос [4], в котором приняли участие более ста студентов университетов: мужского и женского пола, в возрасте от 16 до 23 лет, охватывающие собой первые и выпускные курсы соответственно. Было представлено всего 9 вопросов, призванных выявить интересы и мнения молодых людей относительно физической культуры и спорта в целом. И если некоторые вопросы опрашиваемый мог пропустить, то в качестве обязательных ответов требовалось указать свой возраст, пол и увлечение. Сделано это было с целью понять, что же интересует современного молодого человека, именующегося студентом, для проведения параллелей и выводов. Опрос абсолютно анонимен и открыт для каждого желающего.

«Укажите ваш возраст»: 77 % респондентов представляют собой возрастную нишу от 19 до 21 года, «средние курсы». Именно этот контингент наиболее интересно было опрашивать, так как кто, как не он, отображает студенчество. Более младшие респонденты еще смежны со школьниками, а взрослый – с полноценными самостоятельными людьми.

«Имеете ли вы вредные привычки?»: В ходе исследования было выявлено, что только 30% молодых людей придерживаются здорового образа жизни в его явном проявлении, а именно не имеют вредных привычек, таких как курение или пристрастие к алкоголю. 70% респондентов ответили, что имеют по крайней мере одну из этих пагубных зависимостей. Следует отметить, что вопрос про алкоголь не стоял так остро и подразумевал собой непостоянное употребление.

«Работаете ли вы?»: Более 68% опрошенных подтвердили наличие у них работы: при этом 25,5% подтвердило тот факт, что несмотря на свой статус студентов они уже имеют постоянное место работы с графиком полного рабочего дня, из них 66% еще не окончили университет и работают параллельно учебе.

«Как часто вы уделяете внимание занятиям физической культурой?»: 35% студентов признались, что уделяют занятиям не слишком много внимания – раз в месяц и реже. 75% занимаются физической культурой по крайней мере раз в неделю, из них 67% находят время заниматься своим телом несколько раз в неделю. Статистика плачевная, учитывая, что треть опрошенных не проявила при исследовании никакого интереса к спортивным занятиям. Респонденты достаточно четко разделились на общество равнодушных и общество физически воспитанных людей.

Особое внимание следует уделить тому, что целых 73% студентов, занимающихся физической культурой регулярно, имеют вредные привычки. Казалось бы, одно противоречит другому, однако более половины опрошенных не избавляется от зависимостей даже в угоду спорту.

«В чем именно проявляется ваше отношение к физической культуре?»: 57% призналось, что физкультура интересует их исключительно как способ поддержания тела в тонусе и форме. Правильным будет заметить, что и здесь не обошлось без противоречащих факторов, которым есть место быть: 12% заявивших, что физическая культура необходима для общего здоровья, уделяют ей внимание раз в месяц; а 64% при всем своем стремлении к идеальным формам еще и имеют зависимости. 17% увлекается коллективным видом спорта и 26% говорят, что «спорт – это не про меня». Мнение студентов опять разделилось в соотношении 2\1.

«Чем вы увлекаетесь?»: Пожалуй, самый интересный вопрос был посвящен увлечениям молодых людей. Это был самый творческий вопрос, позволяющий узнать хобби человека, проанализировать ценности подрастающего поколения и понять, на что он – подрастающий человек – тратит свое свободное время. Ответы были самыми разнообразными, однако при анализе сложился определенный пазл: 41,5% опрошенных назвало своим увлечением тот или иной вид спорта, будь то бег или баскетбол, скалолазание или верховая езда. 19% увлекается творческими занятиями, а 39,5% опрошенных тратят свое свободное время на занятия, смежные с учебой и работой. Интересно и то, что 58% назвавших своим хобби физическую культуру, работают параллельно учебе.

«Много ли времени отнимает у вас учеба?»: 47% студентов жаловалось на нехватку времени: из них около 10% на острую нехватку свободных минут. Причины указывались разные, но справедливо будет заметить, что 40% недовольных не успевают тратить время на себя ввиду своей занятости не столько в высшем учебном заведении, сколько на месте работы/подработки. 49% утверждают, что им достаточно того количества свободного времени, которое они имеют, и около 4% говорят про попеременное наличие времени, зависящего от нагрузки по учебе.

«Насколько важным вы видите присутствие физической культуры в своей жизни?»: В данном вопросе мнения опрашиваемых сошлись практически воедино, так как 75% признали необходимость физической культуры как способа поддерживать тело в тонусе, 32% оценили ее способность учить самоорганизации, и только 11% сказало о том, что важность физкультуры переоценивается и есть более важные вещи, достойные внимания. И все 11% заявивших это не жалуется на нехватку времени – наоборот, признают, что оно бывает в избытке, но они предпочитают тратить его на другие вещи. Целесообразно будет заметить, что также эти 11% не упомянули виды спорта в качестве своих увлечений, и 50% из них не имеют места работы.

Проанализировав данные, упомянутые выше, подытожим:

1.  Более половины представителей молодежи имеют одну или несколько вредных привычек. Учитывая возраст опрашиваемых, можно сказать, что эти привычки молодые люди получают за время своего обучения на начальных курсах университета.

2.  Не все студенты уделяют все свое внимание исключительно учебе, зато пробуют найти свое место под солнцем уже во время обучения. Определенно, это навязывается обществом и сложившейся ситуацией на рынке труда, где уже недостаточно хорошей успеваемости и знаний, но требуется опыт, получить который все торопятся совместно с получением новых знаний в университете.

3.  Вредные привычки не препятствуют молодежи стремиться к физическому развитию своего организма. Сложились твердые и устойчивые понятия того, что «одно другому не мешает» и потому курящий или пьющий молодой человек, посещающий спортивный зал и правильно питающийся – в порядке вещей.

4.  Тот факт, что треть опрошенных не изъявила желания уделять физкультуре больше времени, чем раз в месяц, говорит о том, что, поступив в университет, студенты нашли себе более интересные занятия и, возможно, те самые школьные уроки физкультуры, когда-то сдерживающие их, уже не так авторитетны в университете.

5.  Половина из тех, кто увлекается спортом, увлекается им для поддержания тела в форме.

6.  Несмотря на все многообразие существующих хобби, более 40% все же рассматривают занятия тем или иным видом спорта как своё увлечение – то есть уделяют ему свое свободное от учебы или работы время. Очень многие из работающих людей расслабляются с помощью физических нагрузок, отвлекаются от тяжелой умственной деятельности.

7.  На нехватку времени жалуется половина опрошенных респондентов. Это лишь подтверждает тот факт, что учеба и правда отнимает очень много времени. В погоне за новыми знаниями студенты устают морально и физически, и зачастую им просто не до занятий физкультуры. Процент людей, говорящий, что учеба отнимает не так много времени, относится к начальным курсам обучения.

8.  Радует то, что треть опрошенных видит в занятиях физической культурой способ планирования своего режима дня и организации в общем. Три четверти подтверждают тот факт, что занятия спортом непременно нужны для подтянутого и здорового внешнего вида и охотно занимаются именно по этой причине.

9.  Более 10% не видят в занятиях физической культурой какого-то смысла и смело это утверждают. Интересно и то, что достаточно большая часть из этих 10% не имеет места работы, и, что логично, не жалуется на недостаток времени. Некоторые из них в вопросе про хобби указали «компьютер». В качестве варианта ответа к вопросу «Насколько важным вы видите присутствие физической культуры в своей жизни?» было предложено написать свой вариант, если респондент считает по-другому, нежели составители опроса. Однако ни один человек не заполнил эту графу. О чем это говорит? О том, что предложенные варианты являются достаточно популярными для суждения людей.

Итак, нельзя прийти к однозначному мнению по поводу увлеченности молодежи физической культурой. Безусловно, если популярность физических занятий и выросла за последние несколько лет, то популярность здорового образа жизни снизилась, на что указывает наличие вредных для здоровья привычек у каждого второго, а в особенности у студентов. Популяризация здорового образа жизни массово замечена у подростков 14-16 лет, но данный опрос не затрагивает этот контингент подрастающего поколения ввиду их малолетнего возраста. Остается надеяться, что тенденция не ухудшится и со временем именно это подросшее поколение покажет более высокую статистику наличия здоровых студентов.

Всегда будет существовать категория людей, полностью посвятивших себя здоровому образу жизни и людей, полностью исключивших здоровый образ жизни из своего времяпрепровождения. Эти два общества образуют верхнюю и нижнюю планку исследования, задачей же данного исследования было выявление мнений и мировоззрений «прослойки», которых нельзя отнести ни к той ни к другой категоричной группе. Методом социологического опроса мы узнали, что физическая культура оказывает определенное влияние на сознание и определение мировоззрения студентов. В частности, из-за того, что стало популярно быть здоровым внутренне и внешне, в частности из-за того, что регулярные занятия вырабатывают режим и определенный темп жизни, поддерживаемый в будущем.

Тенденция задана, и, определенно, правильной и ненавязчивой пропагандой можно и нужно прививать задатки физически грамотного человека еще с детства.

 

Список литературы:

1. Бочкарева С.И., Буянова Т.В., Высоцкая Т.П. Роль физической культуры в формировании мировоззрения современной молодежи / Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Материалы IX Международной научно-практической конференции (23 октября 2015 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., профессор И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2015.

2. Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П., Кокоулина О.П. Функциональная тренировка как средство повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культурой / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №52. С.91-95.

3. Melnikova A.A, Kopylova N.E. Motivate students to engage in physical culture in high school / Всборнике: The Third International conference on development of pedagogical science in Eurasia Vienna, 2015. С. 90-93.

4. Онлайн опрос. URL: http://goo.gl/forms/d3RnHhJtQq

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.