+7 989 669 15 15



Влияние камского торгового пути на этногенез народов прикамья в эпоху средневековья




Миникеева Руфина Мансуровна *
Нигамаев Альберт Зуфарович **

студентка *
к.и.н., доцент **
ЕИ К(П)ФУ,г. Елабуга


Аннотация: Данная работа посвящена роли Камского торгового пути в этногенезе, то есть происхождение и развитие народов Прикамья и Среднего Поволжья. Тем самым, раскрыв сложный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения различных народов региона друг с другом, которые привели к образованию так называемого конгломерата народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Ключевые слова: Камский торговый путь, этногенез.




Библиографическое описание: Миникеева Р.М., Нигамаев А.З. ВЛИЯНИЕ КАМСКОГО ТОРГОВОГО ПУТИ НА ЭТНОГЕНЕЗ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.9-`12


Природно-географические условия являются важным фактором развития экономических отношений. На характер внешних контактов общества, в первую очередь, существенно влияет наличие естественно – природных ресурсов, также удобное географическое расположение.

Культурно-историческое взаимодействие относится к историческим явлениям универсального характера, пронизывающим в той или иной степени все сферы жизнедеятельности общества на разных хронологических этапах. Межэтнические, культурные и экономические взаимоотношения как объективные факторы исторического процесса существенно влияют на пространственное распространение культурных и технических достижений, на ускорение социально-экономического развития общества, в определенной степени являются катализатором этнических и социально-экономических процессов. Проблемы этнокультурного и экономического взаимодействия неизбежно затрагиваются при решении вопросов этногенеза [1,с.141].

Существенную роль в развитии экономических и этнокультурных связей Предуралья сыграло появление на Нижней Каме болгар и возникновение на данной территории одного из наиболее экономически развитых государств средневековой Европы – Волжской Болгарии [2,с.81].

Болгарское влияние чувствуется в развитии ремесел у населения Верхнего Прикамья, в частности на гончарстве, металлургии, металлообработке. Появляются кузнечные и плавильные горны, очень похожие на болгарские. Тигли, ранее имевшие конусовидную форму, приобретают форму цилиндра. Развивается филигранно-зерневая техника изготовления украшений, копирующая прямо или в видоизменении болгарские изделия. Встречены единичные находки проса, которого раньше не было в Верхнем Прикамье – и оно, несомненно, появилось с болгарами. Под влиянием болгар, частично меняется ориентировка в могильниках (на западную), что связано с вхождением пришлого болгарского населения в состав местной общины [2,с.153].

 

 Рис. 1. Схема Камского торгового пути.

 

Под воздействием болгар, в экономику Предуралья начинают все больше проникать такие прогрессивные виды деятельности, как пашенное земледелие и скотоводство, происходит углубление социальной дифференциации [1,с.73].

Народы Предуралья входили в состав населения собственно Болгарского государства. Болгары активно учавствовали в социально-этнических процессах у народов Прикамья, особенно в поздний период, когда часть часть их переселялась на окрестные к Болгарии земли – р. Чишма, Белая, р. Ик, р. Свияга и в Прикамье [1,с.83]. Болгары оказали заметное влияние на все племена Предуралья, в том числе на удмуртов. По мнению некоторых исследователей, этногенез удмуртов протекал севернее современного их расселения [6,с.45]. Влияние болгар на удмуртов проявляется даже в их языке, где имеется много заимствований из волго-тюркского болгарского языка. По исследованиям И.В. Тараканова, одного из ведущих лингвистов-удмуртоведов, болгарский слой лексики составляет более 190 слов. Многие из них связаны с основными занятиями и экономическим укладом жизни, торговлей и обменом, ряд слов отражает социальное положение, родственные или имущественные отношения [5,с.32].

В этногенезе коми-зырян приняли участие различные племена. Наибольшее сходство с родановской по обряду погребения, украшениям и другим видам материальной культуры прослеживается в верхневычегодском варианте вымской культуре [4,с.26]. Через ее носителей могли развиваться не только торговые, но и брачные связи родственного по происхождению населения. Этим путем осуществлялось влияние родановцев на развитие хозяйства вымцев (земледелие и скотоводство), распространялись на северо-восток украшения родановских типов, шел импорт болгарских вещей, складывалось сходство верхнесысольского говора коми-зырян с косинским говором коми-пермяков [3,с.283].

Болгары оказали особое воздействие на гончарное дело родановцев. Под влиянием болгар у родановцев в XII в. возникает новый тип посуды: сосуды с сильно расширенной донной частью, с округлым уплощенным дном, прямой шейкой, отогнутым наружу венчиком - появление этого типа посуды связано с копированием родановцами одной из типичных форм болгарской металлической посуды - котелков. Прямым заимствованием также является изготовление жировых светильников, точно копирующих болгарские светильники. Ювелирное дело племен Прикамья в XI - XIV вв. испытывало весьма заметное влияние болгарского ювелирного ремесла. Под воздействием болгар у родановцев возникает и развивается в это время своеобразная филигранная техника, типы многих украшений (например, привески и бляхи с шатонами) напрямую копируются в бронзе местными мастерами. Особенно существенным моментом влияния болгарской культуры было продвижение на север плужного земледелия в формах, выработавшихся в южных, в частности в хазарских степях [2,с.141]. Они также оказали значительное влияние на развитие хозяйства, ремесла и быта предков коми-пермяков, однако его нельзя преувеличивать. Болгарский импорт составлял незначительный удельный вес в сравнении с местным производством. Родановцы сохранили этнические особенности, доставшиеся им от своих предков. Никакого “оболгаривания” археологически не прослеживается [3,с.292].

Наиболее показательной частью болгарского импорта по Камской торговой магистрали является гончарная керамическая посуда. Наличие находок керамики, как известно, показатель не только экономических, но и этнических контактов. Кроме того, керамика служит своеобразным источником, позволяющим судить о внутриполитических и внешнеполитических событиях в изучаемом регионе, отлично маркирует развитие ремесел и социально-экономических отношений, служит источником для понимания мировоззрения и эстетики древнего населения.

Обилие болгарских предметов, болгарские гончарные горны, мусульманские могильники свидетельствуют о непосредственном проживании болгар на месте этих памятников, что указывает на заметную роль болгар в системе торговли, экономических и культурных контактов на Камском пути.

К XV столетию Русь стала основным торговым партнером Предуралья.

Первоначально русские поселения в Верхнем Прикамье носили земледельческий характер. Первые русские поселения имели смешанный, в этническом отношении, состав населения [2,с.124]. Причем влияние русской культурной традиции становится столь сильным, что уже в XIV в. значительно сокращается местное традиционное бронзолитейное дело и черная металлургия, традиционные прикамские украшения, носившие, скорее, угорский, нежели финский, характер, заменяются предметами новгородского и, позже, московского производства, а железные орудия труда стали изготавливаться по русским образцам. Однако уже к середине XV столетия на Верхней Каме, в бассейне ее северного левобережного притока Вишеры, возникает достаточно крупный городской центр Чердынь, которое затем получило название «Пермь Великая». Это название было воспринято и коренными жителями, ставших именовать самих себя «перемяками, пермяками». Именно будучи в составе России завершили свой этногенез коренные неславянские народы края.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря интенсивному обмену стали возможны технологические заимствования, переселения представителей болгарского ремесла в приуральские земли. Это способствовало техническому прогрессу у жителей Предуралья, как было, например, в случае земледелия или кузнечного дела. Однако, торговля по Камской магистрали не привела к тотальной нивелировке национальных культур, которые продолжали развиваться на местной основе, но обогащенной новыми элементами и заимствованиями.

 

Список литературы:

  1.    Белавин А.М. Камский торговый путь как северное ответвление Великого Волжского пути//Великий Волжский путь. Материалы II-го этапа международной научно-практической конференции “Великий Волжский путь”, Санкт-Петербург-Стокгольм-Санкт-Петербург, 5-14 августа 2002 г. Часть II/Под ред. А.М.Белавина. – Казань: Институт истории АН РТ, 2000. – С. 140 – 145.
  2. Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. – Пермь, 2000. – 200 с.
  3. Оборин В.А. Коми-пермяки//Финно – угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография/Под ред. М.Г. Ивановой. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. – С. 255 – 299.
  4. Савельева Э.А. Пермь Вычегодская. К вопросу о происхождении народа коми. М.: Наука, 1971. 224 с
  5.   Тараканов И.В. Заимствования лексики в удмуртском языке. – Ижевск, 1982. – 83 с.
  6. Халиков А.Х. Некоторые новые аспекты в этногенезе удмуртского народа//Новые исследования по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1989. – С. 43 – 50.

приложение

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»