+7 989 669 15 15



Влияние конфессиональной многополярности на формирование толерантных отношений в студенческой среде




Горон Юлия Юрьевна

преподаватель
Политехнический колледжНорильского индустриального института, Россия, г. Норильск


Аннотация: В статье рассматривается сущность авторской позиции тносительно проблематики и содержания конфессиональной многополярности, анализируются толерантные отношения: становление студенческих отношений, развитие и формирование толерантности. Покомпонентно освещаются уровни формирования конфессиональной толерантности студентов.

Ключевые слова: конфессиональная многополярность, педагогическая деятельность, конфессиональная толерантность, современный студент, мировые религии.




Библиографическое описание: Горон Ю.Ю. ВЛИЯНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ МНОГОПОЛЯРНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.128-131


Современная Россия характеризуется как евроазиатское многонациональное государство, в котором сосуществуют различные религиозные конфессии. Происходящие изменения в области политики, экономики, социальных отношений вызвали определенную тенденцию межрелигиозного расслоения, которое нередко переходит в религиозную нетерпимость и непримиримость, что делает актуальной проблему формирования толерантности у подрастающего поколения [3, с. 9].

Особое место в структуре общей толерантности занимает конфессиональная толерантность. Конфессиональная толерантность как терпимость к другим религиям изначально заложена в мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) и может определяться через готовность к диалогу и сотрудничеству представителей различных конфессиональных групп, через толерантное (терпимое) отношение к другим религиям, через взаимоотношения различных конфессиональных групп.

Студенчеству, составляющему современную молодёжную элиту, предстоит в будущем работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений.

 Период взросления будущего специалиста сопровождается поиском личностной идентичности. Молодые люди, приходящие в организации среднего профессионального образования, находятся в сенситивном периоде личностного формирования, развития и становления.

Главная задача, стоящая перед педагогами организации - помочь будущему специалисту найти свой способ этического реагирования на различные обстоятельства, возникающие в процессе общения. Особенно это касается проблемных ситуаций, в условиях которых необходимо научить видоизменять свое ролевое поведение в зависимости от обстановки, сформировать толерантное сознание, независимо от личностных особенностей, этнической или конфессиональной принадлежности.

Поэтому наиболее актуальным становится проведение мероприятий, направленных на формирование представлений о национальных культурах и народных традициях, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде принципов толерантности [4, с. 20].

Система СПО, как социальный институт, имеет всесторонние возможности для развития и совершенствования у студентов культуры толерантности. Эти возможности реализуются как в учебной, так и внеаудиторной деятельности.

В Политехническом колледже Норильского индустриального института в рамках тематической недели «Многополярный мир и современное общество», организованной комиссией социально-гуманитарных дисциплин, были проведены мероприятия, ознакомившие студентов с современными глобальными проблемами и конфессиональным разнообразием современного общества.

Тематическая неделя включала в себя несколько этапов, среди которых особое место занимали конференции.

Конференция «Зарождение и развитие религии», проведенная со студентами второго курса, дала возможность сформировать представление о ранних формах политеистических религиозных воззрений.

На последнем этапе, для принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, со студентами третьего и четвертого курсов, подготовлена и проведена конференция на тему: «Влияние конфессиональной многополярности на социальные отношения в обществе».

Подготовка к конференции и совместная коллективная творческая деятельность студентов с педагогами позволила увлечь обучающихся общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрыть лучшие стороны, показать достоинства и проблемы студентов.

Данная работа дала возможность научить находить компромиссы при совместном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности сформировал умение тактично, доброжелательно давать оценки, корректно высказывать мнение о действиях других.

Вопросам толерантности в последнее время уделяется пристальное внимание. Так 16 ноября объявлен Международным днем толерантности.

 Толерантность играет большую роль в отношениях к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции [2, с. 172].

В условиях многонационального региона, которым является Красноярский край, одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально-исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе [3, с. 98].

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования [1, с. 80].

Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а так же совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов многополярности.

Главным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего:

- всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;

- обучение студентов правам человека и миролюбию;

- формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [4, с. 24].

На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям многополярного мира [4, с. 18].

В открытом многополярном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности.

В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности:

- активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии;

- направленной на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

- направленной на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера [1, с. 78].

Особенными характеристиками педагогических технологий в ходе учебно-воспитательных операций многополярного образования выступают: сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в ее культурной идентификации.

Теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволил выявить и обосновать педагогические условия формирования конфессиональной толерантности студентов:

- формирование целостной непредвзятой конфессиональный картины региона;

- обучение студентов самодиагностике и диагностике конфессиональной толерантности, ее структурных компонентов;

- выявление и преодоление стереотипных представлений (предубеждений) относительно представителей иной конфессии;

- формирование навыков ведения межконфессионального диалога с учетом особенностей поликультурного региона;

- трансформация знаний и убеждений (предубеждений) относительно людей иного вероисповедания через взаимодействие со священнослужителями различных конфессий и оказание им посильной помощи [4, с. 8].

Этнические ориентации нынешних студентов – это ориентации взрослых людей начала ХХI века и последующих за ними поколений. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде [3, с. 15].

Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

 

Список литературы:

1 Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. С. 78-82.

2 Арцыбашев И.Г. Ценностное содержание религиозной толерантности и веротерпимости: Российский опыт: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Екатеринбург, 2008. - 26 с.

3 Бобылева Е.А. Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России: Автореф. дисс. канд. социол. наук. - Саратов, 2006. -174 с.

4 Лихачева Т.И. Формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Майкоп, 2008. - 25 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»