Влияние образовательных реформ конца 20-начала 21 века На модернизацию систем повышения квалификации Учителей в европе




Шаркевич Светлана Леонидовна

аспирант, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Республика Беларусь, г. Минск

Аннотация: в статье рассматривается влияние образовательных реформ конца 20-начала 21 века на развитие систем повышения квалификации учителей в Европе. Анали-зируются общие и локальные тенденции модернизации повышения квалификации педаго-гических кадров на примере Великобритании, Литвы, Польши, Франции

Ключевые слова: система повышения квалификации, курсы повышения квалификации, система образования, образовательная реформа.




Библиографическое описание: Шаркевич С.Л. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ КОНЦА 20-НАЧАЛА 21 ВЕКА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ЕВРОПЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 44-48


Отправным пунктом повышения квалификации является школа. Изменения, вносимые школьными реформами, неизменно ведут к изменениям в системе повышения квалификации педагогических кадров. Изучение влияния образовательных реформ на повышение квалификации учителя позволяет прогнозировать развитие и совершенствование системы. На этапе реформирования белорусской школы изучение зарубежного опыта становится особенно актуальным. В статье рассмотрены изменения, происходящие в системах повышения квалификации европейских стран в процессе нововведений в конце 20-начале 21 века.

В начале 1990­х годов в Литве была введена экспериментальная система сертификации и аттестации педагогов. Сертификационная система стала частью более широкой программы профессионализации учителей, развернутой Министерством образования Литвы. В 1996 году министерство утвердило и распространило новый учебный план, а также новые, более высокие стандарты обучения и учебные материалы, что потребовало существенно повысить компетентность педагогов, особенно в отношении развития прикладных умений и навыков у учащихся.

В целях популяризации профессии учителя параллельно с вводом обязательной сертификации Министерство установило ранжированную систему педагогических должностей и соответствующую систему зарплат, предполагающую повышение зарплаты по мере продвижения по карьерной лестнице. Были введены четыре должности для педагогов: учитель, старший учитель (обязанный консультировать педагогов в рамках школы), методист (обязанный консультировать педагогов на региональном уровне) и эксперт (обязанный консультировать педагогов на государственном уровне и принимать участие в составлении общегосударственного учебного плана). Для каждой позиции были четко оговорены профессиональные требования и необходимый стаж, а также зарплата, возрастающая примерно на 10% на каждой следующей ступени[4, С.50]. С 1998 года сертификация становится обязательной: все учителя, поступившие на работу до 1 декабря 1994 года, были обязаны пройти сертификацию к 31 декабря 2001 года.

Аттестация педагогов в зависимости от должности педагога проводилась школьной, районной или государственной аттестационными комиссиями. Каждые три года учитель должен проходить переаттестацию, которой предшествовало обучение на курсах, семинарах, тренингах. К 2005/06 году. более 75% из 46 865 литовских учителей прошли аттестацию, подавляющее большинство не прошедших аттестацию были выведены из штата школ [4, С.51].

Последующие нововведения в системе повышения квалификации учителей произошли в 2007 году. Главное, чем характеризуется новая система – это, прежде всего, разнообразие форм, которые рассматриваются как повышение квалификации и свобода выбора этих форм учителем.

Система создает условия для реализации любых запросов учителя, исходя из тех компетенций, которые считаются необходимыми в профессиональной деятельности учителя. Круг этих компетенций очерчен, и они составляют основу для прохождения аттестации учителем.

Особенностью новой системы можно считать рациональное расходование денежных средств, отпущенных на повышение квалификации. Школы Литвы перешли на «подушевое финансирование». «Корзина» ученика содержит средства и на повышение квалификации. Ежегодно Советом школы, Методическим советом (в зависимости от того, как определено Уставом школы) принимается решение о том, как учителя школы будут повышать свою квалификацию в данном учебном году [1]. В планировании повышения квалификации ведущая роль отводится учителю: учителя выбирают удобную для них форму, программу, время, согласовывают удовлетворение своих потребностей с целями, потребностями, рекомендациями руководителей школ, с панами развития школы, направлениями над которыми работает школа. Педагоги школы могут объединиться и, при поддержке администрации, организовать повышение квалификации всем коллективом. Эта форма получила широкое распространение.

Формы повышения квалификации – курсы, семинары, участие в конференциях, стажировки, образовательные поездки. Информация о возможностях учителя распространяется Министерством образования и науки Литвы, руководителями уездов и администраций, центрами просвещения и повышения квалификации.

Программы повышения квалификации могут быть составлены из модулей. Для каждого модуля определен объем (стоимость) по отношению к объему всей программы, это выражено в кредитах обучения. Оценку приобретенных компетенций (или уровня их совершенствования) дает комиссия или руководитель (лектор) в учреждении, где происходит повышение квалификации. Время, отведенное на повышение квалификации, подтверждается справками, сертификатами, выданными учреждениями образования, имеющие на это право. В зачет идут курсы, модули, отдельные академические часы, участие в конференциях, семинарах, стажировки, консультирование, образовательные поездки.

В новой системе повышения квалификации предусмотрен вариант совершенствования или приобретения компетенций неформальным путем, что может быть признано частью программы формального обучения, если органы, осуществляющие повышение квалификации, дают об этом соответствующее подтверждение. Компетенции, приобретенные путем самообразования, также признаются как формальное повышение квалификации, в случае прохождения процедуры подтверждения.

Повышение квалификации финансируется из разных источников. Основу этого финансирования составляют «корзины» учащихся. К ним могут быть добавлены средства из бюджета местных самооуправлений, физических или юридических лиц, участвующих в работе по повышению квалификации, средства органов управления школой [1].

Таким образом, современную систему повышения квалификации педагогических кадров в Литве отличают многообразием форм, свобода выбора форм ПК учителем, обязательная сертификация, разнообразие источников финансирования.

Под руководством министра образования Польши Мирослава Гандке в 1999 году была проведена колоссальная реформа школьного образования. Характерными чертами этой реформы стали продление общего образования на год (для чего потребовалась реструктуризация 4 тыс. начальных школ в средние школы младшего звена в течение одного года) и делегирование муниципалитетам полномочий в сферах управления и финансирования школ. Директорам школ было предоставлено право самостоятельно принимать на работу учителей, учителям – выбирать учебный план из числа более 100 разработанных в негосударственных структурах, а местным сообществам – открывать собственные школы.

В таких условиях учителя остро нуждались в методической помощи, и повышение квалификации получило широкое распространение. Основными формами повышения квалификации в данный период были краткосрочные тренинговые курсы и консультации. Оставив повышение квалификации на усмотрение самих учителей, Министерство образования, чтобы побудить их к профессиональному росту, предприняло шаги в двух направлениях. Во­первых, финансировало создание центров повышения квалификации педагогов на всей территории Польши. Управление этими центрами было передано 16 польским воеводствам. В обязанности центров входило выявление потребностей педагогов данного региона и обеспечение их необходимыми тренинговыми курсами без отрыва от работы. Курсы проводили сотрудники центров – профессора региональных педагогических институтов или высококвалифицированные педагоги. На решение передать управление центрами повышения квалификации педагогов в регионы во многом повлияло развернувшееся в 1999 г. общегосударственное движение за повсеместную децентрализацию власти. Во­вторых, как и в Литве, в Польше решили привлечь педагогов к участию в тренинговых программах, введя в 1999 году четырехступенчатую систему педагогических должностей, предполагающую повышение зарплаты по мере продвижения по карьерной лестнице (прохождение тренинговых курсов ускоряло это продвижение) [4, С.53].

На сегодняшний день повышение квалификации педагогов в Польше является добровольным, выбор тематики обучения остается на усмотрение учителя.

В Великобритании еще несколько десятков лет назад система повышения учительской квалификации практически отсутствовала. Учитель должен был самостоятельно находить способы повышения квалификации, все курсы были платными. В основе такой политики были идеи либерализма – всякое вмешательство государственной власти в образование рассматривалось как угроза профессиональной автономии учителя.

В период широкомасштабных школьных реформ центральные власти приняли решение финансировать из государственного бюджета работу по переподготовке и повышению квалификации учителей. Система повышения квалификации учителей получила ярко выраженную ориентацию на централизацию. Стратегической линией правительства объявляется задача расширения и укрепления прав учителя на качественные, максимально приближенные к нуждам школы и ребенка унифицированные программы повышения квалификации. Основными средствами обеспечения этих прав становятся принципы рыночной экономики и демократизация управления системой. В стране вводится система грантов, присуждать которые от имени правительства поручается Комиссии по профессиональной подготовке. В соответствии с грантовой схемой правительство финансирует не все программы повышения квалификации, а только те, которые выдержали конкурс на предмет соответствия национальным приоритетам [2, С.41].

В 2001 году был опубликован правительственный доклад, содержащий основные положения реформы образования. В качестве стратегического приоритета выдвигается отход от модели «единой» школы, дифференциация учебных заведений. Речь в первую очередь идет о преобразовании значительной части обычных средних школ в специализированные, причем особое внимание правительства обращено на повышение уровня преподавания таких предметов, как математика, информационные технологии и естественные науки [3, С.67]. Согласно Закону о реформе образования, школы получают право выйти из-под опеки местных отделов образования и, объединившись в ассоциации, сформировать свой собственный бюджет. Это позволяет школам самостоятельно и без посредников в лице отделов образования заключать контракты со всеми поставщиками образовательных программ. Такой подход еще более усиливает конкуренцию среди вузов, а значит, активизирует их поиски в области повышения качества программ профессионального роста.

С 2005 г., согласно новым решениям правительства, повышение квалификации учителей контролируется агентством – Training and Development Agency for Schools (TDA). Кроме того, в Великобритании существует Национальный центр развития подготовки школьных управленцев (NDCSMT), в задачу которого входит анализ существующих в данной области проблем и разработка соответствующих рекомендаций по подготовке управленцев. Если программы повышения квалификации не связаны с производительностью школы, учителя вынуждены самостоятельно оплачивать обучение по таким программам[2, С.42-43].

В последние годы в Великобритании обозначилась тенденция к разработке более гибкой концепции оказания помощи учителям, желающим получить новую или смежную специальность. Вводится «портфельная система» повышения квалификации учителя с определенными кредитными единицами.

В конце XX века французское правительство ввело новую основу для развития образования. В частности, относительная автономия была предоставлена средним школам и высшим учебным заведениям, а местным административным органам в области образования было предоставлено право принимать решения без обязательного обращения к вышестоящим органам. Учреждениям было дано право разрабатывать планы деятельности, где должны были указываться пути и методы достижения приоритетных целей в заданное время, включая мобилизацию персонала, как индивидуально, так и коллективно, через систему тщательно спланированных курсов повышения квалификации. Французские власти разработали новые требования к учителям, которые назывались «открытым профессионализмом». В каждом регионе страны были созданы педагогические вузы при университетах, задачей которых стала организация сотрудничества с одним или несколькими университетами, имеющимися в этом регионе. В настоящее время принят новый закон, который предусматривает вместо прежних структур создание Высшего совета образования и педагогических советов в каждом учебном заведении. Высший совет устанавливают новые формы подготовки и переподготовки учительских кадров. Государство финансирует только некоторые программы повышения квалификации, например в области ИКТ. Остальные курсы, которые выбирают учреждения или учителя, финансируются из фондов или личных средств учителя с возможностью использовать учебные кредиты[2, С.38-39].

В 2009 г. во Франции был всплеск протестной активности, вызванный новой образовательной реформой. Недовольство вызвала идея изменения образовательного процесса для преподавателей школ, так называемая «мастеризация» учительской профессии, что предполагает постепенное закрытие специальных институтов подготовки и повышения квалификации учителей, сокращение оплачиваемых стажировок и введение магистерских педагогических программ в университетах, которые раньше этими вопросами не занимались. В тоже время после серии дебатов было принято, что программы повышения квалификации должны рассматриваться как процесс постоянного получения дополнительного профессионального образования. В результате программы повышения квалификации учителей стали создаваться по модульному принципу. Цель модулей – в более тщательной подготовке и укреплении профессионального потенциала и развитие способности адаптироваться к обстоятельствам. Содержание призвано реагировать на возникающие проблемы и содействовать осуществлению национальной политики в области образования. Следует отметить, что те, кто заинтересован в открытом и дистантном обучении, в том числе и для его использования в профессиональном развитии и повышении квалификации, поддерживают введение кредитно-модульной системы. Данная система также позволяет учитывать в повышении квалификации участие в семинарах, мастерских, конференциях, используя в этих целях заемные бюджетные кредиты или фондовые механизмы финансирования участия[2, С.39]. При этом для участия в программах повышения квалификации или конференциях с отрывом от работы требуется получение разрешения от министерства или региональных органов управления.

Как показывает анализ, современный этап развития образования в мире характеризуется интенсивностью преобразований. Образовательные реформы ведут к изменениям в системах повышения квалификации европейских стран, затрагивая организационные и управленческие структуры системы, ее целевые установки, содержание, формы, методы и технологии обучения, источники и механизмы финансирования. Среди общих тенденций развития систем повышения квалификации в различных странах можно назвать стремление к децентрализации управления системой, разнообразие форм повышения квалификации, максимально приближенное к потребностям школы повышение квалификации, объединение организационных и научных ресурсов различных учреждений для эффективного повышения квалификации, введение кредитно-модульной системы обучения, рыночную политику применительно к ПК, многообразие форм финансирования ПК.

 

Список литературы:

1. Витярис, В. Новое в системе повышения квалификации учителей Литвы [Электронный ресурс] // Педагогика online, 2011. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=0&option=com_content&view=article&catid=2012&id=54.

2. Заир-Бек, Е. С. Анализ европейских моделей повышения квалификации учителей как источник развития непрерывного педагогического образования в педагогическом университете / Е. С. Заир-Бек // Вестник Герценовского университета. – 2011. – №9. – 36-45.

3. Капранова, В. А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт. Монография. / В. А. Капранова. – Минск: БГПУ, 2007. – 162 с.

4. Муршед, М. M. Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться (пер. с англ. Н. Микшиной, Е. Шадриной) / М.М. Муршед, Ч.Чийоке, М. Барбер // Вопросы образования. – 2011. –№ 2. – С. 5-122.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»