+7 989 669 15 15



Влияние спорта на развитие личности




Фаттахова Алина Ахметовна*, Калимуллина Венера Наилевна **

старший преподаватель** СФ БашГУ, Стерлитамак



Ключевые слова: 




Библиографическое описание: 


Спорт представляет собой образ жизни, предполагающий процессы как физического, так и духовного самосовершенствования, а также повышение духовных ценностей в личности. Личность – субъект спорта, а показывать наилучшие результаты, занимать призовые места в любой деятельности выступает его желанием, которое относят к общечеловеческим ценностям. Основным предметом современного спорта выступает человек, его индивидуальная и социальная жизнь. Возникая в остром позиционном взаимодействии, оно становится общественным достоянием, сосуществующим автономно от субъекта, породившего его. Высшие спортивные достижения как бы «живут» своей собственной жизнью. И это обстоятельство говорит о том, что спорт как социокультурный институт, направлен на нарушение обыденности в жизни общества, которое способствует позитивному настрою на жизнь населения. Занятие спортом в любых его видах воспитывает в личности чувство ответственности и меры. Спортивные состязания подразумевают не только выход человека за границы собственных возможностей, но и поднятие уровня духовности на более высокий, как главное условие социальной активности личности.

Спорт оказывает огромное влияние на формирование и развитие личности. Большинство социальных ситуаций проигрывается именно в спорте, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Юный спортсмен придя в спортивную секцию либо в школу, оказывается в новой социальной сфере: тренер, судьи, коллектив спортсменов – это новые агенты социализации, конкретные лица, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен.

Таким образом, спорт выступает не только эффективным средством здоровьесбережения и физического развития личности, сферой коммуникаций и проявления социальной активности людей, рациональным видом организации и проведения их досуга, но бесспорно оказывает мощное влияние и на иные стороны жизни личности: его авторитет и статус в социуме, трудовую деятельность, на систему нравственно-интеллектуальных качеств, эстетических идеалов и ценностных ориентаций.

В ходе занятия спортом закаляется воля и характер личности, совершенствуется навыки в управлении собой, в быстром и правильном ориентировании в различных сложных ситуациях, своевременном принятии решений, в прогнозировании риска.

Занятия спортом позволяют ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать все движения, давать оценку своей деятельности по срокам достижения промежуточных целей и степени приближения к перспективной. Данная особенность спорта оказывает прямое влияние на развитие таких черт характера личности, как уверенность в себе и собственных силах, целеустремленность и положительные эмоциональные качества, оптимизм.

Своеобразие занятий спортом влияют и на развитие самооценки личности. Общая самооценка спортсмена чаще всего основана на оценке им собственных спортивных возможностей, полученных результатов, способностей и будущих перспектив. Добившись конкретных успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

Занятие спортом способствуют тому, что виды и оттенки поведения и общения личности становятся шире и богаче. Спортивная деятельность совершенствует умение быть с другими людьми, навыки взаимодействия и общения с ними переносится на иные сферы жизни и деятельности.

Год от года спортивная деятельность усложняется, становится умнее и интереснее для все большего числа людей. А значит – доля влияния спорта на развитие личности человека постоянно возрастает.

 

Список литературы:

1. Паначев В.Д. Спорт в системе физической культуры общества. – Пермь: Изд.-во ПГТУ, 2008. – 40 с.

2. Хрущ О.И., Игнатенко М.В.Влияние физкультуры и спорта на развитие гармонически развитой личности // Амурский научный вестник. 2009. № 2. С. 179-182.

3. Юдина А.А. Спорт как общественный институт и явление культуры// Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27). С. 223-228.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»