Внедрение и апробация коррекционно-развивающей программы для детей младенческого и раннего возраста проживающих в доме ребенка




Иванова Анна Николаевна

магистрант Волгоградского государственного социально-педагогического университета,учитель-дефектолог, г. Волгоград

Аннотация: В данной статье рассказано об отдельных, наиболее незащищенных категориях детей проживающих в условиях стационара. Раскрыты цели работы с такими детьми в условиях дома ребенка. Упомянута рабочая программа коррекционно-развивающего воздействия на детей младенческого и раннего возраста проживающих в доме ребенка.

Ключевые слова: дом ребенка, ранний возраст, коррекционно-развивающее воздействие, рабочая программа.




Библиографическое описание: Иванова А.Н. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ РЕБЕНКА [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.78-80


В настоящее время в России реализуется особая политика государства, направленная на гуманизацию воспитания и обучения личности. Отдельной категорией граждан, находящихся под защитой государства являются его юные жители- дети. Особо пристальное внимание уделяется наиболее незащищенной категории детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации либо имеющих статус инвалида, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей- сирот и дети оставшиеся без попечения родителей. Нередко они проживают в специальных учреждениях, в условиях полустационара или стационара: домах ребенка, детских домах, реабилитационных центрах, приютах. Предметом деятельности данных учреждений является оказание специализированной медицинской, педагогической и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В частности целью работы одного из таких учреждений, дома ребенка для детей с нарушением центральной нервной системы с нарушением психики является: создание условий для раннего выявления, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии детей раннего возраста, уход, диагностика, лечение, реабилитация (абилитация) детей, в том числе для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, а также их воспитание и социальная адаптация. Конечно уход, диагностика, лечение и прочие виды помощи оказываются детям в полной мере, но к сожалению осуществление процесса коррекции и педагогического воздействия на данную категорию детей бывает затруднено особенностями их здоровья. Большинство из них имеют ограниченные возможности здоровья, обусловленные физиологическими нарушениями либо нарушениями центральной нервной системы.

 Для наиболее гармоничного развития личности детей и последующей их социализации в обществе возникает необходимость воздействовать на ребенка, проживающего в условиях стационара, уже на ранних этапах его развития. Всвязи с этим возникает потребность комплексного коррекционно-предупредительного воздействия на ребенка на ранних этапах его развития.

 В современной России проблемами необходимости ранней коррекционно-развивающей помощи занимался УРАО «Институт коррекционной педагогики» в лице ученых Н.Н.Малофеева, Н.М.Назаровой, О.Е.Громовой, Ю.А.Разенковой, Е.А.Стребелевой.

 Данные исследований показывают, что своевременно организованная ранняя диагностика и комплексное воздействие на ребенка с первых месяцев жизни, позволяет корректировать имеющиеся отклонения в развитии и предупреждает появление вторичных нарушений.

 Специалистами дома ребенка, совместно с магистрами Волгоградского Государственного социально-педагогического университета, в виде эксперимента, была разработана рабочая программа для детей младенческого возраста. В ней охватывался период жизни детей от двух месяцев до года. Содержание программы предусматривало наличие пяти образовательных областей. Это физическое развитие» (развитие движений, развитие действий с предметами), социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, (развитие зрительного, слухового восприятия), речевое развитие (развитие активной и понимаемой речи), художественно-эстетическое развитие (развитие музыкального восприятия).

 Данная программа реализовывалась экспериментально, на протяжении девяти месяцев (учебный год). Рабочая программа предусматривала организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года. По каждому направлению были определены программные задачи интегрируемых направлений и целевые ориентиры детского развития. В результате проведенного эксперимента, после коррекционно-развивающей работы нами была выявлена положительная динамика в социально-коммуникативном, познавательном, физическом, художественно-эстетическом и речевом развитии ребенка.

Дети научились ориентироваться на речь окружающих людей. По просьбе взрослого находить определенный предмет среди трех-четырех других, научились выполнять различные действия с предметом по-слову взрослого. В силу своих возможностей научились подражать речи других людей. Использовать речь для привлечения внимания взрослого, для просьбы о помощи, для ответов на вопросы взрослого. У детей появилась потребность в общении со взрослыми, которую они могут выразить действиями, мимикой, вокализацией.

По истечении срока реализации данной программы специалистами дома ребенка, совместно с магистрами, был проведен анализ проведенного эксперимента. Окончательные результаты эксперимента выявили положительную динамику в развитии детей, в той или иной мере значительную. В связи с чем, было принято решение о продолжении внедрения экспериментальной программы. Появилась необходимость в ее утверждении. Назначены контрольные сроки ее проведения. В целом поставленную специалистами и магистрами задачу по внедрению рабочей программы можно считать успешной.

 

Список литературы:

1. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Развитие личности ребенка: проблемы, поиски, решения. М.,2005. – 65с.

2. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 61 с.

3. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие / О.Г. Приходько. – СПб.: Изд-во Каро, 2006.-112 с.

4. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / под ред. Дубровиной И.В. М.: 2006. – 187 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»