+7 989 669 15 15



Внедрение кейс-метода в обучение английского языка в вузе




Воробьева Ольга Викторовна

старший преподаватель, к.ф.н., Кубанский государственный технологический университет, Россия, г. Краснодар

Аннотация: кейсовые технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения английского языка и совершенствованию знаний учащихся.

Ключевые слова: игровые методы, проблемное обучение, совершенствование коммуникативной компетенции.




Библиографическое описание: Воробьева О.В. ВНЕДРЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.98-100


В последнее время преподавателями –новаторами сделаны и удачно употребляются игровые технологии, технологии персонализации изучения, коммуникативные технологии и др. Все они базируются на методах функционального изучения, потому с абсолютным правом называются активными образовательными технологиями. К ним относятся компьютерные и компьютерные технолгии, технологии полной персонализации обучения и остальные способы обучения, основанные на личностно - направленном раскладе.

В частности, обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Применение метода Case-study на занятиях по иностранному языку позволяет решать задачи развития творческого и критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и актуализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной, прикладной, творческой деятельности студенты используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. При этом создаются условия, в которых студенты:

- приобретают новые знания, используя различные ресурсы, в том числе, Интернет - источники;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают навыки говорения;

- развивают у себя исследовательские умения;

- развивают умения информационного поиска.

Case–study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Кейс - явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. [1, c. 114] Задача студентов – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Существует широкий круг образовательных задач и возможностей метода Case-study:

- развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;

- приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;

- возможность и умения работать в команде;

- возможность и умения находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Для того, чтобы будущие выпускники технического вуза могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы.

Применение кейс-метода на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе преследует определенную цель, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной). Знакомство с кейсом - чтение текста по конкретной теме в оригинале или с небольшими сокращениями и незначительной адаптацией и последующий перевод, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач. Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии студентов по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на иностранном языке (лексико-грамматический аспект). [2, c. 12] Поэтому метод Case-study включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы его использования в учебной практике иностранного языка. К таким видам, в частности, можно отнести и Интернет - источники.

Кейс-метод не легко «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь необходимы не только обще социальные перемены, но и значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения.

 

 

Список литературы:

1. Агафонова Е. А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе/ Е. А. Агафонова — М.: 2011. — №6. Т.2. — С. 114-116.

2. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин – М.: МЭСИ, 1999 – C. 12-13.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.