В Приморском крае туристская деятельность относится к числу приоритетов стратегии социально-экономического развития. Материальную основу сферы туризма и гостеприимства составляют средства размещения. В Приморье более 75% посетителей размещаются в гостиницах. Повышение эффективности и конкурентоспособности работы гостиничных предприятий будет способствовать повышению туристской аттрактивности региона. Число гостиниц в крае динамично растет и на 01.01.2016 г. составляет 167 единиц. Высокий уровень конкуренции в этом сегменте региональной экономики, низкий средний коэффициент загрузки номерного фонда (0,29 по итогам работы за 2015 год), значительное влияние сезонности на работу гостиниц актуализирую проблему поиска новых форм работы и технологий обслуживания посетителей. Одним из таких направлений может быть внедрение «зеленых» технологий в работу гостиничных предприятий. Анализ публикации отечественных авторов позволяет сделать вывод о недостаточной исследованности этого вопроса в России и отсутствии соответствующей статистической базы данных. «Зеленые» или эко-технологии – это инновации, в основе которых лежат принципы устойчивого развития предприятия на основе ресурсосбережения, охраны окружающей среды [2]. Хотя стоимость строительства нового эко-отеля за счет «зелёных» технологий увеличивается на 10-15%, благодаря значительной экономии и рациональному использованию ресурсов в процессе эксплуатации гостиничного хозяйства, эко-гостиница оптимизирует свои операционные расходы и получает дополнительную прибыль [1]. Внедрение «зелёных» технологий, подтверждение соответствия международным эко-стандартам позволяет гостинице позиционировать себя как экологически ответственный бизнес и повысить свой имидж и привлекательность для клиентов [3]. Показатели структуры размещенных лиц по целям поездок в Приморском крае свидетельствуют, что деловые и профессиональные цели составляют около 46%, отдых и рекреация - более 27%. Данный сегмент потребителей гостиничных услуг характеризует достаточно высокий уровень доходов, неравнодушие к проблемам экологии, ведение здорового образа жизни, желание и возможность придерживаться экологических принципов в своей повседневной жизни. Маркетинговые исследования подтверждают то, что значительная часть посетителей края готовы экологизации гостиничного продукта. Факторами, ограничивающими возможность внедрения эко-технологий в работу регионального гостиничного комплекса, является устаревание основных производственных фондов (значительная часть гостиниц края построены в 60-х годах прошлого века) и острая нехватка свободных финансовых средств на их реконструкцию и модернизацию. Решением данной проблемы может быть разработка подпрограммы «Реконструкция и развитие регионального гостиничного комплекса на основе внедрения современных технологий» в составе действующей программы «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017 годы.
Список литературы:
1. Международная программа добровольной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса «Зеленый ключ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ns.leontief-centre.ru/content79 (дата обращения 10.01.2016).
2. Почему отели становятся «зелеными» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://green-city.su/pochemu-oteli-stanovyatsya-zelenymi/ (дата обращения 10.01.2016).
3. Hospitality Facilities management and design / D.M. Stipanuk: American Hotel and Lodging Educational Institute, 2010. - 562 p.