Внешняя политика хдс/хсс в период кабинета правительства К. Аде-науэра и Л. Эрхарда




Колесников Павел Александрович

студент
БГУ им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск


Аннотация: В статье рассматривается внешняя политика, правительства ФРГ в 50-60-х г. XX. В послевоенный период расколотой Германии на Запад и Восток, сложно было найти общие точки соприкосновения, где мог ли бы пересекаться их общие интересы. В материале затронуты аспекты международных связей ФРГ с «новым миром» где шел передел сфер влияния, крупных сверхдержав между США и Советским Союзом.

Ключевые слова: ФРГ, ХДС/ХСС, договор, международные отношения, внешняя политика, «доктрина Хальштейна».




Библиографическое описание: Колесников П.А. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ХДС/ХСС В ПЕРИОД КАБИНЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВА К. АДЕНАУЭРА И Л. ЭРХАРДА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 33-35


Изложение начального периода правления ХДС/ХСС в истории ФРГ, можно начинать с характеристики внешнеполитического курса Западной Германии, именно данная деятельность помогла обрести ей статус суверенного независимого государство и заявить о себе всему миру.

В сравнении с предыдущими эпохами изменилась политика свободы. Оккупационный статус предполагал, изъятие внешней политики из компетенции федерального правительства и не допускать осуществление какой либо деятельности за пределами своих границ. По сути, отсутствовало министерство иностранных дел, один из главных инструмент обеспечивающее продвижения интересов страны на международной арене (министерство иностранных дел появилось 1951). [3,с.197]

Лидер кабинета правительства К. Аденауэр, стремился выйти из международной изоляции, а также добиться равноправия в отношениях с другими государствами. Присутствовало абсолютное понимание исторического прошлого, что нужно снимать с себя угрозу возрождения немецкого национализма, который впоследствии породил в своё время фактор нацизма. Наступало время, когда нужно было внедрять идею в сознание людей, которая бы была направлена на благо общества. [1,с.417] По этому поводу Аденауэр говорил, что «…у нас не существует никакого сомнения, что немцы по своей сути в образе мышления и происхождения принадлежат в европейской нации и миру. И то что жители Германии хотят поддерживать хорошие отношения с соседями и северными странами и то что немецко-французский передел который господствовал в Европе должен быть устранен.» [2,с.523]

Постепенно была выстроена система приоритетов, направленных на выполнения поставленных перед собою целей и задач. Используя весь свой дипломатический арсенал, правящая коалиция выступала единым фронтом в конфронтации с коммунизмом. Уже 22 ноября 1949 г. было подписано Петерсбергское соглашение, согласно которому определялся статус Оккупационного режима установленного после войны. Оно определяло отношения между западными странами и ФРГ, оно в свою очередь положило начало международному признанию Западной Германии. [3,с.198] Появилась возможность открывать консульства в зарубежных странах, а также вступать в международные организации, такие как МВФ, Всемирный банк и др.

15 июня 1950 г. ФРГ вошла в Совет Европы, а уже ровно через год западные страны заявили о прекращении состояния войны с Германией. Аденауэр считал, что одним из главных критериев восстановление государственности это создание собственной армии, которая могла бы выступать как один из инструментов в ведении внешней политики. Главным факторов в создании собственной системы обороны, конечно не без участия США и западных стран, являлась перспектива вторжения со стороны ГДР и стран Восточной Европы. [3,с.199] Уже 5 мая 1955 г. вступило в силу Парижское соглашение, по котором была достигнута договорённость о вхождении ФРГ в НАТО. Для ускорения интеграции ФРГ с Западом Аденауэр использовал состояние «холодной войны», что бы действия западных стран в отношении Западной Германии в вопросе её самостоятельности были более решительны. [4,с.581]

Были определённые сложности в налаживании отношений с Францией, оставался вопрос о Сааре, один из чувствительных для Западной Германии вопросов (территория которой находилась под контролем Франции). 25 марта 1957 г. при участии ФРГ и Франции в Риме были подписаны договоры, об учреждении Европейского экономического сообщества в котором кроме экономических преференций, были решены вопросы статуса Сары. Договорились, что данная территория будет автономной, но уже в начале 1957 г. официально в ходе плебисцита стала частью Западной Германии. [3,с.200]

На фоне налаживания отношений с европейскими странами, руководство ФРГ придавало огромное значение в налаживании международных связей с Израилем. Было подписано соглашение в 1952 г. согласно, которому ФРГ обязано было выплачивать Израилю репарации в размере 3 млрд. марок за причинённый «материальный ущерб» в период Второй мировой войны. [1,с.447-448] Соответственно такое отношение к Израилю, подорвало доверие арабских стран к ФРГ. Дипломатические отношения между Западной Германией и Израилем были установлены лишь только в мае 1965 г.

Политика ХДС/ХСС поддерживало внешнеполитический курс К. Аденауэра, после его ухода, коалиция также поддержала его приемника Л. Эрхарда, ранее занимавшего пост министра экономики в правительстве Аденауэра. Коалиция видела в новом канцлере, продолжателя дел своего предшественника, хотя Эрхард скептически относился к идеям европейской интеграции но, тем не менее, сохранял преемственность намеченного курса. [1,с.448-449]

В вопросах восточной политике, христианские демократы пытались реализовать новые ориентиры, таким образом, была попытка переориентироваться в работе с восточноевропейскими странами. Герхард Шрёдер – новый министр иностранных дел, считал, что улучшения отношений с восточноевропейскими странами, должно послужить средством давления на ГДР в вопросе объединения но, данные действия во внешней политике ФРГ как показал опыт, надежд не оправдали. Но как факт работы ведомства по внешним делам всё же приносил свои плоды, так в 1963- 64 г.в Польше, Румынии, Венгрии и Болгарии появились новые торговые миссии ФРГ. В целом политика нового кабинета правительства базировалась на принципах солидарности. [4,с.589] Правительство Эрхарда демонстрировало готовность к участию в мероприятиях по разоружению, поиску новых решений для налаживания отношений с восточными соседями. Но всему этому мешала «доктрина Хальштейна», которая устанавливала границы Германии периодом 1937 г. , коалиция пыталась удержать эту доктрину на международно-правовом уровне. Но к середине 1960 г. доктрина практически себя изжила и не могла соблюдаться правительством ФРГ в силу того, что такие страны как Ирак, Камбоджа, Судан устанавливали дипотношения с ГДР, а это в свою очередь вело к автоматическому признанию Восточной Германии [1,с.449] как суверенного и не зависимого государства.

Правящей коалиции приходилось проводить более гибкую и продвинутую политику в вопросах примирения с ГДР и улучшения отношений с Советским Союзом. Прежде всего, это было нужно для того, что бы обеспечить безопасность в Европе и улучшить экономическое положение.

Шрёдер выступал за политику налаживания отношений с востоком, особенно придавал огромное значение примирению с Польшей. Поскольку польский вопрос с установлением польской границы был в таком подвешенном состоянии, к которому, пока не были готовы в ФРГ. [1,с.449-450]

В целом внешнюю политику ХДС/ХСС и её предводителей в период 50-60 г. можно рассматривать как некий переходный период, где были предприняты попытки преодоления конфронтации с внешним миром. Безусловно это было связано с изменившейся международной обстановкой в мире, приходило постепенное понимание того, что Германская проблема неразделима с Западными и Восточными странами, где без участия европейских стран не будет решена ни одна проблема. Поэтому правительство ФРГ и коалиция ХДС/ХСС стремилось выстроить такую внешнюю политику, которая бы подняла авторитет ФРГ на международной арене.

 

Список литературы:

1. Бонвеч Б. Галактионов Ю.В., и коллектив др. авт. История Германии. в 3 т. / От создания Германской империи до начала XXI века.М.: КДУ 2008. – Т.2. – С.

2. Бонвеч Б. Галактионов Ю.В., и коллектив др. авт. История Германии. в 3 т. /Документы и материалы. М.: КДУ 2008. – Т.3. – С.

3. Ватлин А. Германия в XX веке. М.: РОССПЭН 2002. – С.

4. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательский дом Международного университета в Москве 2007. – С.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»