Воспитание культуры личной безопасности студента вузов в условиях глобализации социокультурного пространства




Даутова Розалия Юсуповна

аспирант, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»
Россия, г. Казань




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: 


В современном мире все меняется быстро, в том числе характер и способы человеческого общения, ход исторического развития нередко становится непредсказуемым. Процесс глобализации в разных сферах деятельности человека – экономической, политической, культурной – обязывает население втягиваться в межкультурные коммуникации, в межнациональные отношения, что ведет к межэтническим конфликтам, а это в свою очередь приводит к экстремизму и терроризму.

Как известно, одна из жизненно необходимых потребностей человека – потребность в безопасности. Без ее удовлетворения невозможно его нормальное существование и жизнедеятельность в целом. Безопасность — явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

Согласно словарю Ожегова безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Угроза может быть внешней, также сам человек может нести в себе опасность и нанести вред себе и окружающим. Для предотвращения этого необходимо воспитывать культуру личной безопасности. Культура личной безопасности – это степень готовности человека совершенствовать и применять арсенал своих знаний и опыт, выражающаяся в поведении и действиях, адекватных или неадекватных ситуациям, связанным с опасностью для жизни. Достигается данный уровень культуры через формирование личности, которая ориентирована на рациональные отношения с окружающей средой, которая имеет знания, умения и навыки безопасного поведения, чья жизнедеятельность безопасна всем, в том числе и самому себе [1].

Культура личной безопасности является универсальным компонентом общечеловеческой культуры, т.к. каждый человек влияет на уровень безопасности окружающих людей. Характер этого влияния зависит от уровня культуры личной безопасности отдельного человека.

Развитие личности в образовательном процессе вуза – это не только особое содержание обучения, но и особый характер взаимодействия между педагогом и студентами. В процессе этих отношений и происходит самореализация, саморазвитие и профессиональное становление личности молодого человека [2].

Таким образом, для обеспечения безопасности человека, общества, государства в целом необходимо воспитывать культуру личной безопасности студента.

 

Список литературы:

1. Лишер О.В., Коновалова А.А. Культура личной безопасности как фактор формирования личности безопасного типа.: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. – том 1 – с. 180 – 185.

2. Трегубова Т.М. Безопасность и социальная поддержка студентов в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Вестник МГОУ. Серия Педагогика. 2014 - №4 – с. 69-74.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»