В современном мире все меняется быстро, в том числе характер и способы человеческого общения, ход исторического развития нередко становится непредсказуемым. Процесс глобализации в разных сферах деятельности человека – экономической, политической, культурной – обязывает население втягиваться в межкультурные коммуникации, в межнациональные отношения, что ведет к межэтническим конфликтам, а это в свою очередь приводит к экстремизму и терроризму.
Как известно, одна из жизненно необходимых потребностей человека – потребность в безопасности. Без ее удовлетворения невозможно его нормальное существование и жизнедеятельность в целом. Безопасность — явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Согласно словарю Ожегова безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Угроза может быть внешней, также сам человек может нести в себе опасность и нанести вред себе и окружающим. Для предотвращения этого необходимо воспитывать культуру личной безопасности. Культура личной безопасности – это степень готовности человека совершенствовать и применять арсенал своих знаний и опыт, выражающаяся в поведении и действиях, адекватных или неадекватных ситуациям, связанным с опасностью для жизни. Достигается данный уровень культуры через формирование личности, которая ориентирована на рациональные отношения с окружающей средой, которая имеет знания, умения и навыки безопасного поведения, чья жизнедеятельность безопасна всем, в том числе и самому себе [1].
Культура личной безопасности является универсальным компонентом общечеловеческой культуры, т.к. каждый человек влияет на уровень безопасности окружающих людей. Характер этого влияния зависит от уровня культуры личной безопасности отдельного человека.
Развитие личности в образовательном процессе вуза – это не только особое содержание обучения, но и особый характер взаимодействия между педагогом и студентами. В процессе этих отношений и происходит самореализация, саморазвитие и профессиональное становление личности молодого человека [2].
Таким образом, для обеспечения безопасности человека, общества, государства в целом необходимо воспитывать культуру личной безопасности студента.
Список литературы:
1. Лишер О.В., Коновалова А.А. Культура личной безопасности как фактор формирования личности безопасного типа.: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. – том 1 – с. 180 – 185.
2. Трегубова Т.М. Безопасность и социальная поддержка студентов в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Вестник МГОУ. Серия Педагогика. 2014 - №4 – с. 69-74.