Неустойчивый характер российской социальной среды, подверженной воздействию как внутренних так глобальных процессов, оказывает влияние на разные сферы жизни общества, затрагивая и систему образования. Внешние ценности материального благополучия, являющиеся одним из мотивирующих факторов образовательных стремлений молодежи, в условиях её адаптации к сегодняшним реалиям, выявляют более значимые латентные ценности современного социума - ценности знания и мобильности.
Вызовы современности, с которыми сталкиваются молодые специалисты, раскрывают не только причины неверной мотивации студентов в рамках образовательного процесса (конечной целью образования служит не диплом о высшем образовании, а возможность приобретения максимального количества знаний), но и сложности, которые испытывает нынешняя система образования в рамках общих проблем социума. Поскольку «кардинальная смена парадигмы высшего образования … на инновационную глобальную предопределяет … специфику функционирования личности будущего специалиста в современных условиях общего информационного пространства» [1, C. 6]. Социализация такой личности в рамках вуза преобретает ряд специфичеких черт.
Высшая школа, будучи «высшей формой социализации молодой личности, подготовкой к жизни» [3, C. 68] осуществляет сложный процесс перехода от коллективной личности к личности индивидуальной, создавая условия для соответствующего социального развития.
Российская система образования находится в непростом положении. На высшие учебные заведения накладывается ответственность за воспитание полноценной социально-качественной ячейки общества, профессионально - компетентной личности.
В этой связи конкурентоспобность высшего образование в современных российских реалиях лежит в основе его многогранности, в обучении не только основам выбранной специальности, но и близким к выбранной науке дисциплинам, способным расширить и углубить профессиональное знание. Существенный вклад вносит и возможность изучения языков, компьютерных технологий и современных методик. Широкая направленность высшего образования способствует развитию мобильности и адаптации будущих специалистов в условиях современных реалий, создавая вместе с тем и свои риски.
Условия российского рынка труда, помимо реальных возможностей материального благополучия, самореализации, создают жесткую конкурентную среду и возрастающие требования к начинающим специалистам. Сырьевой характер российской экономики, усиление торгово-посреднических отношений влияет на увеличение спроса на низкоквалифицированные рабочие места и специальности, занятые в сфере обслуживания, в то время как интеллектуальные ресурсы остаются менее востребованными [2, C. 84].
В свою очередь, высокое предложение квалифицированных специалистов со стороны Высших учебных заведений, способствует появлению искусственно завышенных профессионально-квалификационных требований со стороны работодателей [2, C. 85] .
В сложившейся ситуации, компании начинают проявлять интерес к специалистам с обширным кругом знаний, включая хорошие компьютерные навыки, ровно, как и отличное знание одно - двух иностранных языков, даже если их последующее применение в работе будет незначительным или гораздо ниже по уровню требований.
Ошибочный эффект «сверхобразованности» существующих кадров, работающих «не по профессии», ведет к процессу всеобщей депрофессионализации, к явной потере профессиональной компетентности специалистов и к квалификационной деградации общества в целом [2, C. 85] .
Между тем, все более ужесточающаяся сегодня критика в отношении системы Высшего образования в России, не учитывает ни характера социальной среды, её проблем в целом, ни культурных особенностей российского социума. В свою очередь, попытки модернизации образовательной системы с помошью внедрения чужих методик также не приносят ожидаемых результатов.
Яркий пример тому - усовершенствование российской системы образования, её качества за счет применения спорных европейских стандартов (Болонского процесса).
На практике же отдаление от собственных образовательных методик и использование европейской системы приводят к «формализации результатов обучения», ослаблению качества образования, как и демотивации студентов в отношении полученных знаний [4, C. 2-3] .
Процессы и явления российской социальной среды оказывают огромное влияние на облике системы высшего образования в России, закладывая возможные пути развития не только для нынешних, но и для будущих поколений.
Список литературы:
Статьи из журнала:
1. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности в деятельности: энвайронметнальная составляющая // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. 2013. № 3. - С. 5-13.
2. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: Проблемы взаимодействия // Социологические исследования. 2011. № 05.
3. Овчинников Г.К., Овчинникова М.В. Вуз как высшая форма социализации личности// Власть. 2013. № 8.
Источник из интернета:
4. Глаголев В.С. Болонский рецепт для России. Материалы юбилейной межвузовской научно-методической конференции в 2-х тт. 2009.