Взаимодействие архитектуры и природы




Мухтаруллина Камила Азатовна

магистр
УГУЭС
Россия, г. Уфа


Аннотация: В статье раскрывается проблема различия современной архитектуры и природы, предлагаются решения интеграции природных элементов в архитектурные проекты с целью сделать среду обитания человека более комфортной и экологичной.

Ключевые слова: архитектура, экология, дизайн, инновации, стиль «биотек», фенология.




Библиографическое описание: Мухтаруллина К.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ПРИРОДЫ [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов 18-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 19 июня, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация" -С. 17-20


Природе свойственно развитие, ритмичность, динамика, обусловленная сменой дня и ночи, времен года.

Растения остро реагируют на изменения температуры, освещения, давления воздуха и других факторов. Легко можно проследить за сезонными изменениями – сбрасывание листвы осенью, таяние снежных шапок в горах, уровень воды в водоемах. Однако в течение суток происходят не менее удивительные метаморфозы – колебания листьев и травинок от даже самого тихого ветра, движение венчиков цветов, следующих за солнцем и закрывающихся с приходом ночи, движение света и тени и т.д.

В это же время, большинство вещей, созданных человеком, статично. Поэтому даже творения современной архитектуры, спроектированные в биоморфном стиле, воспринимаются неестественными, чужеродными природе. Мы чувствуем их безжизненность и легко можем отличить нечто рукотворное от созданного природой, именно благодаря отсутствию вышеописанных малейших изменений, отсутствию в них дыхания.

Целью моего исследования является изучение природных ритмов и динамики и последующее создание единого архитектурно – ландшафтного ансамбля, где, говоря метафорически, деревья являются частью дизайна, арт–объектами, а скульптуры и рукотворные конструкции неотличимы от деревьев. О важности объединения архитектуры и природы говорит Фоменко Н.А. (архитектор в ТОО “USB-Group”, магистрант казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Республика Казахстан г. Астана):

Формирование архитектуры скрытой в природной среде, сохраняет первозданный облик природных памятников. В процессе формирования очень важно учитывать интересы окружающей среды, для получения благоприятного результата взаимодействия среды и человека. Большую роль играет месторасположение рекреационной зоны, климат и экология местности. Следуя принципам экологии, от месторасположения зависит визуальное решение архитектурной и пространственной среды. Климат влияет на выбор использующихся конструкций и материалов Немало важен культурно-исторический фактор. Наличие природных памятников требует проявления большего внимания к ним, для сохранения их облика. Являясь природным сокровищем своего государства, они представляют большую ценность в своей уникальности. Учитывая исторические и культурные элементы в формировании архитектурной среды, сохраняются культурные ценности народа. С приходом цивилизации происходит упадок культуры — плата за прогресс, но оглянувшись назад в любой культуре можно заметить, что предки находились в тесном взаимодействии с природой, что формирование не только архитектуры, но и всего образа жизни исходило из природных процессов.

Связь человека и природы можно наблюдать во многих проявлениях человеческой деятельности. Стремление человека окружить себя живым движет созданием садово-парковых территорий, приручению животных и выращиванию маленьких садов на подоконниках. Отображение образов природы прослеживается и в формировании архитектурных стилей со времен ХХ века. Живые линии плавность и текучесть форм стали основными принципами стиля модерн, изображение цветочных узоров на паркете использование растительных форм в ковке. Стиль, где декор на стене плавно перетекает на потолок, явно показывая присутствие жизни внутри каждого элемента, застывшего только на миг. Архитектура экспрессионизма отображает природные формы в своих произведениях, чаще всего вызывая в памяти природные ландшафты: горы, скалы, пещеры, сталактиты. Появление направления органической архитектуры вызвано желанием, путем объединения архитектуры и ландшафта — формирования гармоничного пространства, где элементы не занимают доминирующих позиций, а наоборот тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Стиль, где архитектура, сохраняя конструктивность образа, является продолжением природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Заимствование форм живой природы наблюдается в новом стиле био-тек. Отличием является использование современных материалов, сочетание стекла и металлических конструктивных элементов. Но зачастую архитектура как конструктивный элемент несет функцию организации пространства для удовлетворения человеческих потребностей[1].

Создание данного комплекса необходимо для демонстрации примера гармоничного экологичного сосуществования человека и природы. В наше время развитые и доступные новейшие технологии позволяют человеку отойти от привычной роли потребителя природных благ и, как это ни парадоксально, приблизиться к естественному, первобытному образу жизни, при этом без потери комфорта и эстетичности быта.

Итак, причины создания проекта:

1. Стремление к экологичному образу жизни.

2. Эстетическое переосмысление способов организации жизненного пространства человека.

3. Создание более комфортной и психически благоприятной зоны человеческого обитания.

Так как проект предполагает материальное воплощение, перечислю способы, которыми предлагается реализовать теоретическую часть исследования:

- Художественное решение – то есть непосредственно изменение форм рукотворных конструкций в форме бионических

- Применение новейших технологий в сфере освещения - замена «теплых» ламп накаливания в уличном освещении на более дешевые, энергосберегающие и главное, наиболее приближенные по цвету к дневному свету светодиодными лампами.

- Использование натуральных материалов. Например дерево, прошедшее обработку современными средствами имеет свойство дышать, усаживаться и разбухать в зависимости от влажности и температуры воздуха

- Применение «напыление растительности» - новое слово в ландшафтном дизайне, где на поверхность с помощью аэрозоля напыляются частицы живого мха, который прорастая, создает «зеленую стену», предполагается также создание рисунков и граффити из живого мха

- Мобильность. Пожалуй, самая сложная и главная часть замысла. Создание динамичной архитектуры, использующей меняющиеся условия в свою пользу. Как пример – части здания, приводящиеся в движение силой ветра или включающие в себя солнечные панели, выводящиеся на поверхность и раскрывающиеся только в солнечную погоду, следующие за солнцем подобно цветкам подсолнуха. Однако в настоящее время «мобильность», трактуемая в понимании «способность к перемещению», становится одним из частных случаев глобальной «мобильности» в значении «изменчивость, приспосабливаемость». Различным аспектам данной проблематики посвящены многие исследования, проводимые в последнее время. Среди них можно выделить труды Сапрыкиной Н.А. [1], Киселёвой Н.Г. [2], Анисимова Л.Ю. [3], Кияненко К.К. [4], Тиманцевой Н.Л. [5], Экономова И.С. [6], Керешун А.И. [7] и др. авторов.

Что мы ставим во главу угла вопроса об адаптивной архитектуре: Архитектуру Адаптируемую или Адаптацию Архитектуры? Нам следует говорить о Мобильной архитектуре – об архитектуре, способной приспосабливаться, о cамоадаптируемой, интерактивной архитектуре.

При этом «Приспосабливаемость» воспринимается как самоадаптация объекта, а «Интерактивность» – как возможность внутренней и внешней адаптации при взаимодействии с человеком или окружающей предметно-пространственной средой, осуществляемой самостоятельно либо посредством пользовательского интерфейса с системой обратной связи. Это такая архитектура, которая способна самостоятельно приспособить жизненное пространство человека к постоянно изменяющимся условиям, к изменениям, происходящим как внутри самого жилища, так и в окружающей его внешней среде.

Это могут быть качественные трансформации, отвечающие за новую интерпретацию собственного дома в связи с изменением социального или экономического статуса человека, изменение состава семьи, резкое увеличение численности проживающих (гости), смена поколений и прочее. Не стоит забывать и такие важные причины как смена настроения, смена модных тенденций и места жительства.

При этом последняя причина может стать самой главной в условиях усиливающихся глобализационных процессов в мировом сообществе. Надо дать человеку возможность забрать с собой свой дом, свой привычный образ жизни. Одновременно с этим адаптивная архитектура, построенная на изложенных парадигмах, должна способствовать социальной адаптации вновь прибывающих граждан в существующие микросоциумы.

Напротив, она должна легко сочетаться с ней, не разрушая или нагружая ее, а наоборот дополнять, вводя в обращение новые уровни и субэлементы.

- Использование опыта науки фенологии для создания ландшафтного плана.

Итогом проделанной работы должен стать проект «жилого сада», в котором будут использованы методы, описанные выше; создание современного эстетического пространства, отвечающего требованиям современного общества и продвигающего экологический образ жизни.

Актуальность био-тек стиля в архитектуре заключается в необычных формах которые воплощают философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека, как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Ведь на самом деле все уже давно придумано за нас — все формы — они в природе: структура клеток, внешние показатели, скелеты и т. д. Поэтому проекты в данном стиле чаще всего являются визуально необычными, интересными и что не маловажно экологичными. Бионическая архитектура предлагает создать среду под стать той, которая нас окружала в самом начале, что приведет к духовному широкому мышлению и к безопасному, благоприятному и экономичному проживанию. То есть дальнейший курс архитектуры является, естественным продолжением природы, не вступающий с ней в конфликт, а лишь напоминающий и помогающий нам жить[2].

 

Список литературы:

1.Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре: учебник для вузов / Н.А. Сапрыкина. – М.: Архитектура-С, 2005.

2.Киселёва Н.Г. Концепция адаптивных структур в архитектуре жилища. [Электронный ресурс] /Н.Г. Киселева // Архитектон: известия вузов – 2010 – № 2(30) – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_2/014

3.Анисимов Л.Ю. Принципы формирования архитектуры адаптируемого жилища: автореф. дис. … канд. архитектуры / Л.Ю. Анисимов. – М., 2009

4.Кияненко К.К. Как помирить индустриальность с гуманистичностью и превратить массовое жилище в индивидуальное: теория «опор» и «заполнения» [Электронный ресурс] / К.К. Кияненко // Архитектурный вестник – 2008. – № 6(105) – Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/av-6-105-2008/kak-pomirit-industrialnost-s-gumanistichnostyu-i-prevratit-massovoe-zhilis

5.Тиманцева Н.Л. Принципы моделирования жилой среды в экстремальных условиях обитания: автореф. дис. … канд. архитектуры / Н.Л. Тиманцева. – М., 2010

6.Экономов И.С. Принципы формирования малоэтажных жилых объектов на воде: автореф. дис. … канд. архитектуры / И.С. Экономов. – М., 2010

7.Керешун А.И. Возможности интерактивной архитектуры [Электронный ресурс] / А.И. Керешун – Режим доступа: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/ archvuz14_pril/22/template_article-ar=K21-40-k28.htm

8. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004—2015 годы, Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241. — 19 с.




[1] Фоменко Наталья Александровна - ПРИРОДА КАК ОСНОВА АРХИТЕКТУРЫ (в рамках XXIX Международной научно-практической конференции «Технические науки - от теории к практике») Россия, г. Новосибирск, 25 декабря 2013 г.

[2] Ахметова А.Т. - студент ФА, КазГАСА, Республика Казахстан, г. Алматы. Статья. X СТУДЕНЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ: ТЕХНИЧЕСКИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ» 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»