+7 989 669 15 15



Взаимоотношения с педагогом как фактор успешного обучения студента




Павлова Татьяна Анатольевна*
Кучина Ольга Васильевна**

педагог-психолог *
заведующая отделом воспитательной работы**
филиал ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж», Россия, г. Губкинский




Ключевые слова: Взаимоотношения с педагогом, стили общения, повышение качества образования, авторитарный, демократический, попустительский.




Библиографическое описание: Павлова Т.А., Кучина О.В. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕДАГОГОМ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С148-150


Эффективность процесса обучения студентов определяется множеством детерминантов. Взаимоотношения студентов с педагогом, их коммуникативное взаимодействие является одним из таких факторов.

В настоящее время СПО нацелены на повышение качества образования, поскольку в современных условиях острой конкуренции на рынке труда как никогда востребован высокий профессионализм работников. В этой связи изучение взаимоотношений студентов с педагогом как фактора оптимизации учебного процесса является весьма важным направлением анализа. В условиях демократизации и гуманизации системы образования и вариативности программ профессионального обучения все более актуальной становится задача повышения эффективности педагогического общения преподавателя и студента. В свою очередь, обширный потенциал педагогического взаимодействия открывает широкие перспективы для разработки актуальной проблемы развития познавательных ценностей студентов колледжа в условиях педагогического общения.

К сожалению, преподаватели не всегда задумываются об организации эффективной коммуникации со студентами. Более того некоторые преподаватели испытывают сложности, неумение ориентироваться в нестандартных ситуациях, правильно реагировать и вести, что, безусловно, отражается негативно в целом на образовательном процессе и его качественной составляющей.

Актуальность выбранной темы подчеркивается множеством исследований в данной области, которые проводят как отечественные, так и зарубежные специалисты, в частности Г.П. Афанасьева, С.В. Гринько, А.А. Реан и др.

Целью работы выступает изучение взаимоотношений с педагогом, специфики педагогического общения. Объектом исследования выступает педагогическое общение. Предмет - взаимоотношения педагога со студентами.

В целом под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на занятии и вне его, ориентированное на создание благоприятного психологического климата [1, 48]. Еще великий педагог А.С. Макаренко подчеркивал, что главным в отношениях между педагогом и учащимся является доверие, уважение и требовательность [2, 167]. Это три фундаментальных кита, на которых должны строиться взаимоотношения педагога со студентами.

Отсутствие вышеупомянутых аспектов приводит к появлению страха, неуверенности студентов в своих силах, снижает работоспособность, отрицательно влияет на общую атмосферу. В конечном счете, это может вызвать негативное отношение к преподавателю и преподаваемой им дисциплине.

Эффективность взаимодействия педагога со студентами зависит от сложившегося педагогического стиля. В научной литературе можно выделить три ключевых разновидности стиля педагогического общения: авторитарный, демократический, попустительский [3, 234]. Авторитарный стиль общения отрицает любые инициативы со стороны студентов. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие студентов властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Попустительский стиль означает полное отсутствие контроля и отслеживания процесса со стороны преподавателя. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью студентов и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в группах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Демократический стиль представляет собой золотую середину между авторитарным и попустительским и предполагает, что преподаватель многие вопросы решает совместно со студентами, учитывая их мнение. Демократический преподаватель активно привлекает студентов к дискуссиям, обмену мнений, прислушивается к ним. На наш взгляд, в этом проявляется мудрость преподавателя, желающего донести свои знания до учащихся.

Некоторые ученые (Л.Б. Ительсон и др.) также выделяют промежуточные стили, с помощью которых можно более подробно конкретизировать манеру общения преподавателя с учащимися [4, 497]. В любом случае выбранный педагогический стиль в существенной степени влияет на отношение студентов к приобретению знаний, степень их мотивации и заинтересованности.

Стиль педагогического общения обусловлен степенью подготовленности непосредственно самого преподавателя, его заинтересованностью в достижениях студентов. При этом нельзя допускать в отношениях со студентами панибратства, необходимо держать определенную дистанцию, быть для учащихся образцом и авторитетом.

В ходе взаимодействия преподавателя со студентами преподаватель должен принимать во внимание ряд факторов. Во-первых, необходимо учитывать дидактические аспекты, что предполагает формирование условий для успешного обучения студентов, применение интерактивных методов обучения.

В настоящее время к интерактивным методам в образовательном процессе усиливается интерес. Использование презентаций посредством мультимедийных проекторов, «умных досок» - это современные веяния, свидетельствующие о том, что и преподаватели шагают в ногу со временем. Кроме того, процесс обучения делается более легким, материал воспринимается ярче.

Во-вторых, преподавателю следует акцентировать внимание на психологические аспекты, что означает контроль над своими эмоциями, отслеживание и управление атмосферой в группе. Очень важно не забывать и об индивидуально-психологических и возрастных характеристиках учащихся. Наконец, в-третьих, нельзя обойти стороной педагогические аспекты, которые проявляются в уважительном, внимательном, равном отношении преподавателя к каждому студенту, независимо от способностей учащихся.

Резюмируя, можно сделать вывод, что на повышение качества обучения и усвоения материала в существенной степени влияют взаимоотношения педагога со студентом, которые определяются педагогическим стилем.

 

Список литературы

1.  Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979.

2.  Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. - М.: Педагогика, 1984.

3.  Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высшей пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4.  Урутина Т.М. Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения // Молодой ученый. 2015. №18. С. 496-499.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»