Адаптация первоклассников к обучению в школе – важный и весьма трудный период в жизни школьника: первоклассник получает и осваивает новую социальную роль ученика, приобретает новый вид деятельности — учебную; у школьника изменяется социальное окружение: появляются одноклассники, учителя, сама школа играет роль большой социальной группы, в которую включается ученик.
У шести-семилетнего ребенка уже имеются основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Младший школьник вступает в новые по сравнению с детским садом условия. Может произойти так, что младший школьник будет подчиняться большинству вопреки собственному мнению. Поэтому надо помочь ученику в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе [18].
Адаптация к школе - это особо сложная и серьезная проблема, именно от неё будет зависеть дальнейшая успешность ученика. Только успешная адаптация в младшем возрасте способствует дальнейшему развитию ребенка как личности в будущем. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.
Проблемой адаптации к школе занимаются ученые, педагоги, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких и другие [1].
Фактором, влияющем на процесс адаптации является мотивация. Данное определение трактуется по-разному. В одном случае как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа, 1992), в другом случае как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990) [12].
Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев отмечал, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определённым образом себя вести [4]. Данная позиция еще раз доказывает важнейшую роль мотивации в обучении.
В ходе эмпирического исследования мною была поставлена цель выявить взаимосвязь адаптации первоклассников и мотивации обучения в школе. Передо мной стояло несколько задач, во-первых, подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе и мотивации учения, во-вторых, проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе и мотивации обучения.
В качестве гипотезы выступало то, что существует взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с их мотивами учения, чем выше уровень адаптации, тем выше мотивация учения, с преобладанием познавательного мотива. Чем ниже уровень адаптации, тем ниже показатель мотивации, с преобладанием внешнего мотива.
Объектом исследования выступает адаптация первоклассников к школе.
Исследование по адаптации младших школьников к школе проводилось в МБОУ «Мстёрская СОШ» во Владимирской области, Вязниковского района. Работа проводилась среди учащихся 1 «В» класса в составе 23-х человек.
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводилась методика проективного рисунка «Что мне нравится в школе», которая помогает выявить уровень адаптации и отношение первоклассников к школе.
На первом этапе было выявлено, что 30% детей отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
40 % первоклассников положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя; выполняют поручения без внешнего контроля.
30% школьников так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным; дружат со многими одноклассниками.
На втором этапе исследования применялась анкета по оценки школьной мотивации Н.Г.Лускановой [5], которая выявляет отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
На этом этапе было выявлено, что 40% первоклассников имеют – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
30% младших школьников имеют хорошую школьную мотивацию. Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
13% первоклассников имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
В свою очередь 17% учеников имеют низкую школьную мотивацию. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
С целью проверки предположения о том, что существует взаимосвязь адаптации первоклассников к школе с их мотивами учения, было проведено корелляционное исследование между показателями результатов адаптации и показателями результатов мотивации. Исследование выявило, что показатель р=0.09,это подтверждает тесную взаимозависимость адаптации первоклассников к школе и мотивации учения. Анализ результатов показал, что при высоком уровне адаптации первоклассников к школе, наблюдается высокий уровень учебной мотивации, а основными мотивами обучения в школе являются учебные; и наоборот, при низком уровне адаптации первоклассника, мы отмечаем низкую мотивацию к учению, а ведущими мотивами являются внешний или игровой мотив.
Итак, мы видим, что у подавляющего большинства первоклассников с высоким уровнем адаптации к школе познавательная мотивация является ведущей, у этих учеников доминирует учебный мотив, и выявлено, что у большинства из них высокий уровень учебной мотивации. У учащихся со средним и низким уровнем адаптации к школе мы видим внешний тип мотивации либо не сформированный, у большинства этих младших школьников доминирует мотив получение отметки, который является внешним, либо доминирующий мотив еще не сформирован, а мотивация учения находится на среднем уровне.
Список литературы:
1. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева – М., 2003. – 203 с.
2. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника / Л.В. Ковинько – М., 2000. – 288с.
3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - Москва, 2000. - 212 с.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. Псих. Тр. / В.Н. Мясищев; ред. А.А. Бодалев. – М.:МПСИ, 2003.- 400 с.
5. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова.- М.: «Сфера», 2001. -240с.