+7 989 669 15 15



Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации аффилиации у молодёжи




Андриевская Cветлана Владимировна

доцент
«Полоцкий государственный университет», Беларусь, г. Новополоцк


Аннотация: на примере студентов современного вуза исследуется взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации аффилиации у молодёжи. Автором проведено эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций и мотивации аффилиации при помощи психологических диагностичеких методик. Выявлена положительная взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и мотивацией аффилиации у молодёжи.

Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненные ориетации, мотивация аффилиации, боязнь быть отвергнутым, стремление к принятию, студенты, юность, молодёжь.




Библиографическое описание: Андриевская C.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ АФФИЛИАЦИИ У МОЛОДЁЖИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 77-86


 

Введение. Распространённым является утверждение, согласно которому молодёжь – это будущее общества. В зависимости от того, какие цели, жизненные смыслы и мировоззренческие установки существуют у современной молодёжи, мы можем прогнозировать какие ценности и цели будут у общества будущего.

Смысл жизни – одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего социума. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждую личность, которая стремиться познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?»

Каждая сложившаяся личность не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной.

Под смыслом жизни понимается осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу [35].

В зарубежной психологии проблемам человеческой жизни посвятили свои научные исследования многие зарубежные психологи – А. Адлер [1], К. Юнг [39], Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл [25; 26; 27], Р. Мэй, С. Мадди и другие [12, с. 3],

В русскоязычной традиции основоположниками психологии, связанной с проблемами смысла жизни и жизненного пути можно считать известных российских психологов – С. Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева [6], Д.А. Леонтьева [20], К. А. Абульханову-Славинскую [2; 3] , Л. И. Анцыферову [5], И.Ф. Ведин [8], Б.С. Братусь [7], А. А. Кроника и др. [12, с. 4].

Психологи утверждают, что смысл доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации [2, с. 38].

Существует две позиции во взглядах на то, когда человек задумывается о смысле жизни. Первая позиция – личность испытывает смысложизненные переживания в моменты кризисов или неудач, вторая – о смысле жизни задумывается любая зрелая личность.

Теоретические аспекты изучения смысла жизни.

Эрих Фромм в книге «Человек для себя» [36] полагает, что человеческое существование выявляет так называемые «экзистенциальные дихотомии» – проблемы, коренящиеся в особенностях бытия человека. Первая и самая значительная дихотомия – это проблема жизни и смерти, которую осознает и которой панически боится человек. В этой связи он сопротивляется смерти, пытается увековечить и обессмертить себя в разных творениях и поступках. Вторая экзистенциальная дихотомия заключается в том, что человек абсолютно одинок, но при этом не может обходиться без других людей. Поэтому он вынужден искать с ними союза и кооперации. Третья экзистенциальная дихотомия заключается в том, что человеку от рождения не дан смысл жизни, а он является существом, обретающим смысл [12, с. 21].

Наиболее разработана теория смысла жизни в гуманистической психологии (логотерапиии) В. Франкла [28]. В психологической структуре личности В. Франкл выделяет особое измерение, в котором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной В.Франклом «димензиональной онтологии», несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. Смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и, тем более, биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами. Смысл жизни может быть невыразим словесно [3].

В. Франкл пишет: «Наступила эпоха экзистенциальной фрустрации, разочарования в жизни. Если современники Адлера страдали от комплекса неполноценности, то в наши дни людей томит чувство внутренней опустошённости, которое возникает из-за экзистенциального вакуума – ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Если бы меня спросили, почему у людей возникает чувство внутренней опустошённости, я бы ответил так: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие, либо сам делает только то, чего хотят – причём хотят от него – другие» [25, с. 100]. И далее: «Существует опасность, внутреннее присущая учению о том, что человек есть не более чем результат биологических, психологических и социологических условий, т.е. продукт наследственности и среды. Такое представление является образом робота, но не человеческого существа. Этот невротический фатализм питается и подкрепляется психотерапией, которая отрицает свободу человека. Человек, разумеется существо конечное и его свобода ограничена. Это свобода не от условий, но свобода занимать позицию в отношении условий» [25, с. 274].

В современной психологии вопросы смысла жизни тесно связаны с философией экзистенциализма [29, с. 22]. Современные авторы говорят о экзистенциальной психологии [12]. Рассматривают её как направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В. Франкла, аналитическую экзистенц-психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились «философия жизни», экзистенциализм и феноменология [12, с. 5].

Естественным вопросом при изучении проблемы «смысла жизни личности» является выбор методов. Она не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. Данная вопрос проистекает из междисциплинарности самой проблемы «смысла жизни»: она пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Альтернативными и взаимодополняющими одновременно в психологии являются диагностические методики и биографический метод. Отношение к ним весьма различно. Как известно, психодиагностические методики не лишены следующих недостатков: затруднительны лонгитюдные исследования данной проблемы, проблема «неискренности испытуемых», необходимость применения «тестовых батарей», большие временные затраты и проч. К примеру, о тесте «Смысложизненные ориентации» сам его автор пишет, что «нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности» [19, с. 8].

Существует позиция, согласно которой, главным методом при исследовании «смысла жизни» является биографический метод. Сторонниками являются в русскоязычной психологии: К.А. Альбуханова-Славинская [3], К.В. Карпинский [12; 13; 14], Л.Н. Коган [15] и др.

К примеру, белорусский учёный К.В. Карпинский считает основным методом в психологии жизненного пути биографический метод. В широком понимании это есть метод собирания, систематизации, анализа, интерпретации и использования в практических целях психологической информации о жизненном пути личности. Биографический метод в контексте психологии жизненного пути обладает триединым статусом. Во-первых, биографический метод – это главный исследовательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их диалектическом единстве. Во-вторых, биографический метод – это способ организации и техника сбора и обработки эмпирического материала о жизненном пути личности. В-третьих, биографический метод – это система конкретных методик психологической диагностики, коррекции, развития личности как субъекта жизни [12, с. 4].

При изучении смысложизненных ориентаций личности, кроме биографического метода, возможно применение психологического анализа продуктов творчества личности, который активно применяется в относительно новой отрасли знания – психилингвистике.

Однако, целостную картину о смысле жизни человека можно создать только совмещая различные методы исследования, применяя достижения гуманитарных наук в комплексе.

Диагностический инструментарий исследования.

Для диагностики смысложизненных ориентаций студентов в качестве основной методики был использован тест «Смысложизненные ориентации» известного российского психолога Д.А. Леонтьева [12, с. 4]. Данный тест является настолько популярным среди исследователей на постсоветском пространстве, что его часто используют в качество дополнительного в батареях тестов, даже когда исследование на прямую не касается «смысла жизни» [5; 7].

Использование данных методик продиктовано:

Психологическими особенностями юношеского возраста у студентов, для которого характерно формирование не только смысложизненных ориентаций но и стремление к общению. Следовательно можно предположить наличие взаимосвязи между мотивацией к аффилиации (общению) и смысложизненными ориентациями.

Выборку составили 45 студентов различных факультетов: спортивно-педагогического, финансово-экономического, информационных технологий Учреждения образования «Полоцкий государственный университет» в возрасте от 17 до 25 лет, с 1-го курса по 5-й. Участие в исследовании носило сугубо добровольный характер.

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест СЖО является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории [18, с. 151].

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым [18 с. 152].

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность [21, с. 10].

1. Шкала «Цели в жизни». Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Шкала «Процесс жизни», или «интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее [19, с. 14].

3. Шкала «Результативность жизни», или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Шкала «Локус контроля-Я» (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Шкала «Локус контроля «Жизнь»», или «управляемость жизни». При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее [19, с. 15].

Также использован опросник аффилиации А. Мехрабиана (модфикация М.Ш. Магомед-Эминова), диагностической целью которого является изучение двух мотивационных тенденций, функционально взаимосвязанных и соотносимых с потребностью аффилиации (стремление к людям, стремление к принятию) и боязнью быть отвергнутым (страх отвержения) [23, с. 171].

Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций студентов.

Результаты, полученные cоздателями при факторизации теста СЖО, позволяют сказать, что смысл жизни личности состоит из ряда факторов: первую группу составляют смысложизненные ориентации: целив жизни, насыщенность жизни и удовлетворённость самореализацией. Эти категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Личность черпает свой смысл либо в одном, либо во втором, либо в третьем. Вторую группу факторов составляют: внутренний локус контроля, локус контороля – «Жизнь». Один из них характеризует мировоззренческое убеждение в том, что контроль над жизнью возможен, а второй – отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль («Я») [23, с.62].

Д.А. Леонтьев в публикации, посвящённой созданному им тесту СЖО, описывает интересное корреляционное исследование относительно взаимосвязи данных по тесту СЖО и других методик. В этом исследовании участвовали три группы испытуемых: студенты различных вузов г.Москвы (п=39), больные неврозом, находящиеся на амбулаторном лечении во Всесоюзном научном центре психического здоровья АМН СССР (17) и студенты факультета психологии МГУ (23), подвергавшиеся обследованию дважды с интервалом 12-14 месяцев [19, с. 10].

Средние значения по шкалам методики СЖО даны на рисунке 1.1.

Мы видим, что наиболее низкие средние значения наблюдаются по шкале «Локус-контроля Я» (19,9), а наиболее высокие средние значения по шкале «Цели в жизни» (29,6). Средние значения по остальным шкалам: «Процесс» (28,8), «Результат» (24,4), «Локус-контроля Жизнь» (29,1), общее значение СЖО (131,9). Данные приведены без учёта пола и факультета студентов.

 

 

Рис. 1.1. Средние значения по шкалам СЖО у исследуемых студентов.

 

Д.А. Леонтьев отмечает, что «по имеющимся на сегодняшний день данным, «Цель в жизни» не обнаруживает устойчивых связей с полом, возрастом, уровнем образования, IQ, религиозностью и доходом. В. Франкл рассматривает это обстоятельство как подтверждение его положения о том, что смысл жизни может быть найден любым человеком [19, с. 5]. Тем не менее, Д.А. Леонтьев предлагает средние и стандартные отклонения по гендерному признаку (отдельно у мужчин и женщин), см. таблица 1.1.

 

Таблица 1.1

Cредние и стандартные отклонения субшкал и общего

показателя ОЖ (Д.А. Леонтьев, N=200 чел.) [19, c.14].

  Шкала Мужчины Женщины
    х s х s
1 Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 ЛК - Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
6 Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

 

Мы видим, что средние показатели у мужчин и женщин несколько отличаются, как и стандартные отклонения субшкал. На имеющейся у нас выборке, к сожалению, не возможно проследить отличия, т.к. отбор испытуемых по признаку пола не производился. Однако, в данном случае есть возможность для дальнейшего продолжения исследований.

Эмпирическое исследование мотивации аффилиации.

Большинство студентов современного вуза, как правило, обучаются непосредственно после окончания школы на дневном отделении. Согласно возрастной периодизации это период юности (по Г. Крайг) или период ранней взрослости (по Э. Эриксону).

В возрастной психологии юность характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это не единственная характерная черта студенческой молодёжи. Для студенческой молодёжи характерно стремление к общению.

Г. Крайг и Д. Бокум считают, что центральная проблема предыдущего подросткового периода – определение идентичности – может сохраняться и в период ранней взрослости, придавая смысл целостности взрослого опыта [16, c. 588]. По Э. Эриксону кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода «ранней взрослости», к которому относят некоторых студентов [38, c. 147]. Интимность подразумевает установление взаимных близких отношений с другой личностью, изоляция – неспособность или неудачу в установлении взаимности [38, с. 588]. В данном контексте для молодого человека мотивация аффилиации становится ведущей [38, с. 119]. Х. Хекхаузен называет аффилиацию в числе социальных мотиваций, таких как детская и родительская любовь, любовь к супругу, дружба, поиск и поддержание хороших отношений с незнакомыми ранее людьми обоего пола и примерно своего возраста, что актуально для студентов [37, с. 298].

Для диагностики была использована методика «Мотивации аффилиации» А. Мехрабиана (в модификации М.Ш. Магомед-Эминова).

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочнении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремиться к людям и спытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные [23, с. 171].

 

Табл.1.2

Корреляция данных по тестам «Мотивации аффилиации»

А. Мехрабиана и «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.

 

Из данной таблицы 1.2 мы видим, что существует положительная взаимосвязь на уровне статистической значимости между данными по шкале «Боязнь быть отвергнутым» теста «Мотивации аффилиации» А. Мехрабиана и шкалам теста «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля Я», «Локус контроля Жизнь». Т.е. между этими шкалами существует прямая зависимость.

Можно предположить, что эта зависимость не случайна, т.к. именно в юношеском возрасте (а выборку составили студенты дневного отделения), особенно важна аффилиация.

Между данными шкалы «Цели в жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста «Мотивации аффилиации» А. Мехрабиана – умеренная положительная связь (r=0,65, при р<0,05).

Между данными шкалы «Процесс жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – умеренная положительная связь(r=0,70, при р<0,05).

Между данными шкалы «Результативность жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – сильная связь (r=0,71, при р<0,05).

Между данными по шкале «Локус контроля Я» СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – сильная связь (r=0,85, при р<0,05). Возможно, чем более студенты ощущают себя «сильной личностью», обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, тем более они мотивированы к установлению контактов с другими людьми, а, следовательно, больше бояться «непризнания другими», «отвержения».

Между данными по шкале «Локус контроля Жизнь» СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – сильная положительная связь (r=0,91, при р<0,05). Чем выше баллы по шкале «Локус контроля «Жизнь», тем сильнее убеждение студента в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а, следовательно, он понимает свою личную роль в аффилиации и демонстрирует высокую мотивацию к аффилиации.

В целом, интерпретировать получившиеся взаимосвязи достаточно сложно. Однозначно можно утверждать, только то, что смысложизненные ориентации студентов каким-то образом связаны с их боязнью быть отвернутыми.

Заключение. Средние данные по шкалам опросника СЖО у опрошенных студентов учреждения образования «Полоцкий государственный университет» достаточно высокие, следовательно, студенты характеризуются целеустремлённостью, видят целив будущем, представляют личную временную перспективу (шкала «Цели в жизни») – 29,6. По шкале «Процесс в жизни» или «интерес, эмоциональная насыщенность» среднее –28,8 баллов, что показывает взгляд испытуемых на собственную жизнь как эмоционально насыщенную, наполненную смыслом. «Результативность жизни» или удовлетворённость самореализацией – отражают оценку пройденного участка жизни, характеризуют насколько студенты оценивают высоко продуктивность данной, прожитой её части, показатели по шкале в среднем на уровне 24,4. «Локус-контроля Я» - показывает представления человека о том, может ли он построить собственную жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле – в среднем он у студентов на уровне 19,9 (для мужчин среднее составляет – 21,13, для женщин – 18,58), т.е. наши испытуемые «вписываются» в средние значения. «Локус контроля Жизнь» (или «управляемость жизнью» ) – средние значения для наших испытуемых составили 29,1 – это также «нормальный показатель». Общие средние значения СЖО наших испытуемых – 131,9 – достаточно высокие, они значительно выше средних показателей для женщин (95,76), и выше показателей для мужчин (103,10). Т.е. жизнь свою испытуемые считают осмысленной, удовлетворены самореализацией, насыщенностью жизни.

Обнаружена положительная корреляция между показаниями по шкалам теста СЖО и теста «Мотивации аффилиации» А. Мехрабиана:

Между данными шкалы «Цели в жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста «Мотивации аффилиации» А. Мехрабиана – умеренная положительная связь (r=0,65, при р<0,05).

Между данными шкалы «Процесс жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – умеренная положительная связь(r=0,70, при р<0,05).

Между данными шкалы «Результативность жизни» теста СЖО и шкалы «Боязнь быть отвергнутым» теста мотивации аффилиации – сильная связь (r=0,71, при р<0,05).

Таким образом, наблюдаем у студентов наличие взаимосвязи между мотивацией аффилиации и смысложизненными ориентациями.

 

Список литературы:

1. Адлер, А. Смысл жизни // Философские науки. – 1998. - №1. – С. 15 – 26.

2. Альбуханова, К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.

3. Альбуханова-Славинская, К.А. Диалектика человеческой жизни – М.: Мысль, 1977. – 224 с.

4. Альбуханова-Славинская, К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

5. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. – 1993. – Т.14. - №2. – С. 3 – 6.

6. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме человека: соотношение будничного и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 1997. – С. 29 – 33.

7. Братусь, Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. – 1999. - № 11. – С. 81 – 89.

8. Ведин, И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл – Рига: Зинатне, 1987. – 212 с.

9. Василюк, Ф.Е. Психология переживания /Ф.Е. Василюк – М.: Изд-во Московского университета, 1984. – 200 с.

10. Карпинский, К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография / К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 126 с.

11. Карпинский, К.В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография / К.В. Карпинский, А.М. Колышко. – Гродно: Гр ГУ, 2010. – 139 с.

12. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: учебное пособие по разделу «Психология личности» / К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.

13. Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис личности: анализ концепций отечественной и зарубежной психологии. Монография / К.В. Карпинский - Гродно: Гр ГУ им. Я. Купалы, 2015. – 319 с.

14. Карпинский, К.В. Человек как субъект жизни: Монография / К.В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 280 с.

15. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека /Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 283 с.

16. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития. – 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2010. – 940 с.

17. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. - №2. – С. 107 – 117.

18. Леонтьев, Д.А., Калашников, М.О., Калашникова, О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. – 1993. – № 1. – Т. 14. – С. 150 – 155.

19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

20. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. / Д.А. Леонтьев – М.: Смысл, 2007. – 511 с.

21. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. Дис. Канд. псих. наук. – М.: МГУ, 1988. – 24 с.

22. Немировский, В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски /В.Г. Немировский. – Киев: Наукова думка, 1990. – 221 с.

23. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества: авт.-сост. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. –495 с.

24. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума /Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. – М.: ПИ РАО, 2009 [Интернет-ресурс]. – Эл. адрес: .http://rudocs.exdat.com/docs/index-9420.html

25. Франкл, В. Воля к смыслу / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 368 с.

26. Франкл, В. Воспоминания/ Виктор Франкл; Пер. с нем. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 196 с.

27. Франкл, В. Доктор и душа / пер. с англ. А.А. Бореев. – Санкт-Петербург: «Ювента», 1997. – 287 с.

28. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб: Речь, 2000. – 286 с.

29. Франкл, В. Психотерапия и экзистенциализм. Пер. с англ. яз. / В. Франкл – М.: ИОИ, 2015. – 192 с.

30. Франкл, В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. – СПб.: «Ювента», 1999. – 256 с.

31. Франкл, В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. – М.: Смысл, 2007. – 173 с.

32. Франкль, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапии / Виктор Эмиль Франкль; пер. с англ. С.С. Панков. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 105 с.

33. Франкл, В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ . – СПб.: Речь, 2001. – 234 с.

34. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. статья Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

35. Франкл В. Экзистенциальный анализ и димензиональная онтология / В. Франкл [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: свободный. – Эл. адрес: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/psych/frankl/stat/fr-l07/fr-l07.htm

36. Фром, Э. Человек для себя / Э.Фром. – М.: АСТ, 2012. – 290 с.

37. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

38. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. Общ. ред и предисловие А.В. Толстых. – 2 - е изд. / Э. Эриксон. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.

39. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – М.: «Серебрянные нити», 2006. – 350 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.