+7 989 669 15 15



Характеристика современного этапа реформирования системы государственного заказа в РФ




Васильев Ю.Н.

ГБОУ ВПО «НМСУ «Горный», РФ, Санкт-Петербург.

Рассматривается история построения контрактной системы в РФ. Дается характеристика основных нормативных актов в сфере государственного заказа. Особое внимание уделено нововведениям, а также недостаткам нового закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ключевые слова: Ключевые слова: контрактная система; государственный заказ; Закон №94-ФЗ; Закон №44-ФЗ




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


С 1 января 2014 г. в рамках реформирования системы государственного заказа вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

На наш взгляд, Федеральная контрактная система практически в существующем виде сформировалась с середины 1990-х по начало 2000-х гг. Создание государственной интегрированной контрактной системы являлось одним из условий вступления России в ВТО [2].

При исследовании подходов к сфере госзаказа нами выделялся этап создания Федеральной контрактной системы (август 1992 г.- апрель 1997 г)[3]. В 1992 году был принят Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. №826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» и постановление Правительства РФ от 10 августа 1992 г. «О реализации Указа Президента РФ «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы». Были учреждены ФКК «Росконтракт» и ФКК «Росхлебопродукт», функцией которых, кроме прочих, являлся отбор подрядчиков, в том числе иностранных, путем проведения торгов и подписания с ними контрактов на закупки товаров.

Однако на начало 1994 г. отсутствовали четкие процедуры всех этапов формирования и реализации рынка государственных закупок, начиная от подачи бюджетных заявок, финансирования, распределения и реализации финансов, всей процедуры хозяйственных связей, что привело к принятию ряда нормативных актов, таких как Закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ, Указ Президента РФ №305 от 8 апреля 1997 г., Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ.

Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ (далее - Закон №94-ФЗ) вызывал ряд нареканий как со стороны участников и заказчиков, так и со стороны посредников (торговых площадок). Однако, несмотря на недостатки, мы считаем, что главная ценность Закона №94– ФЗ состояла в его прикладном характере: он наиболее четко из всех принятых ранее значимых нормативных актов регламентировал порядок организации и осуществления конкурсных и аукционных процедур.

Закон №44-ФЗ содержит ряд отличий от Закона №94-ФЗ (таблица).

Таблица

Основные новации Закона №44-ФЗ

Сфера

Суть нововведения

Общие положения

Добавлены такие сферы регулирования как планирование (отдельная глава), нормирование (отдельная статья), мониторинг и аудит закупок (отдельная глава)

Приобретение недвижимого имущества или аренда имущества введены в качестве сферы регулирования Закона

Введены понятия контрактной системы, единой информационной системы, экспертной организации

Планирование

Детально регламентируется состав, порядок, а также сроки утверждения и размещения плановых документов (план и план-график)

Регламентируется применение методов определения начальной (максимальной) цены контракта

Осуществление закупок

Вводятся новые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

- конкурс с ограниченным участием;

- двухэтапный конкурс;

- закрытый конкурс с ограниченным участием;

- закрытый двухэтапный конкурс;

- запрос предложений.

Регламентируется проведение совместных, а также централизованных закупок

Для некоторых процедур устанавливается право предъявления дополнительных требований к участникам закупок (наличие ресурсов, необходимого количества и опыта работы исполнителей)

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Регламентация создания контрактной службы (назначения контрактного управляющего)

Условия и порядок ведения реестра банковских гарантий

Уменьшение сроков от опубликования извещений до даты вскрытия (открытия доступа) заявок

Установление публичного вскрытия конвертов с котировочными заявками

Изменение порядка определения "шага" при проведении закрытого аукциона

Изменен перечень случаев закупки у единственного поставщика

Регламентируются особенности исполнения контракта

 

Закон №94-ФЗ регламентировал в основном сферу размещения государственного и муниципального заказа, устанавливая порядок конкурсных и неконкурсных процедур, а также сопутствующих процессов (регистрация участника и заказчика на электронной торговой площадке, обеспечение заявки и контракта, обжалование размещения заказа и т.п.). Закон №44-ФЗ распространяет свое действие также на сферы формирования и исполнения государственного и муниципального заказа. Отдельная глава Закона посвящена регламентированию планирования заказа, а ряд статей упорядочивают деятельность по приемке товаров, работ, услуг в процессе исполнения контракта.

Нужно отметить, что Закон №44-ФЗ вернул ряд норм, впервые регламентированных Указом №305, в частности, квалификационный отбор участников.

Однако, ряд недостатков, содержащихся в Законе №94-ФЗ, не устранен. В частности, понятие аукциона как процедуры повышения цены не заменено понятием редукциона как процедуры, направленной на снижение цены в процессе проведения торгов. Также отсутствуют нормы закона в части определения эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

По нашему мнению, новый Закон направлен не на построение контрактной системы, а на нормативное закрепление уже построенной и функционирующей системы. Роль Закона №44‑ФЗ в том, что он дал ее описание, несколько усовершенствовал существующие конкурсные процедуры, а также ввел в действие несколько новых процедур.

Список литературы:

1. Васильев Ю.Н. Построение интегрированной государственной контрактной системы как условие вступления России в ВТО // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных статей. Вып. 1: Россия в процессе вступления во всемирную торговую организацию / Под общей редакцией

В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2006

2. Васильев Ю.Н., Афанасьева Н.В. Эволюция подходов к исследованию сферы государственного заказа в Российской Федерации / Вестник Российской академии естественных наук, СПб, ГИЭФПиТ, 2011. №15(4). С. 7-13

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»