Художественная культура в образовании и воспитании дошкольника




Хачетлова Сусанна Мухамедовна *
Кулимова Рима Хусеновна **

кандидат исторических наук *
кандидат педагогических наук **
Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик


Аннотация: Приобщение ребенка дошкольного возраста к художественной культуре имеет важное значение для художественного воспитания личности. Принципиально важно умение на слух различать выразительные детали разных жанров и стилей худо-жественного произведения. Важным компонентом воспитания художественной культуры является восприятие музыкального произведения, художественного текста, танцевальной мелодии, песни на родном и русском языках. Важно научить ребенка умению воспринимать смысл увиденного и услышанного.

Ключевые слова: Особая чувствительность дошкольника к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности, сфера формирования культуры личности, роль театрального искусства в воспитании детей, рисование занимает ведущее место, воспитывать литературно-художественный вкус, развитие воображения и художественного восприятия.




Библиографическое описание: Хачетлова С.М., Кулимова Р.Х. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА [Текст] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 18 июля, 2014г.) - Махачкала: ИЗДАТЕЛЬСТВО "Апробация", 2014 — С.54-57


Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности (1).

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы влияния культуры на становление личности ребенка-дошкольника.

Следует отметить, что приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства, музыки, хореографии, театра и музея - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления. Художественное образование и воспитание средствами искусства, музейной педагогики – неотъемлемая часть любого полноценного образования. По мнению А.А. Леонтьева, искусство – это то, что обеспечивает цельность и гармоническое развитие личности (2).

Реализация художественного образования в различных видах деятельности предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства; формирование основ художественного мышления, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; развитие потребности в художественном творчестве; обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей эмоционально-ценностного отношения к искусству; содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.).

Любой вид искусства - это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического (3).

Ценность искусства в том, что только через произведения человек обретает новый способ видения окружающего нас мира, а "задача занятий искусством: в том, чтобы в ходе занятий дать детям возможность пережить мир по новому, увидеть его с иной точки зрения" (4).

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно (5).

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса (4).

Музыкальное воспитание ставит своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.

Музыкальные занятия в детском саду - это, прежде всего, общение детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в детском саду.

В системе "музыка - музыкальный руководитель - дети" руководитель является творческим посредником между музыкальным искусством и детьми. Он помогает своим питомцам выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения (6).

Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Важно использовать все виды музыкальной деятельности.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, воспитывать чувства прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь.

Задачи обучения и развития детей средствами изобразительной деятельности.

  • Развитие воображения и художественного восприятия.
  • Обучение технике работы с различными материалами.
  • Ознакомление с изобразительно-выразительными средствами, доступными детям (7).

Художественная литература - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка, дает прекрасные образцы русского литературного языка (8).

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В методике определены задачи ознакомления детей с художественной литературой:

  • воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
  • развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, принимать участие в рассказывании знакомых произведений;
  • улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух;
  • развивать интерес детей к детской литературе (8).

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно, входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Одним из эффективных средств познания мира ребенка являться музей. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.

Музей стал источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Выделяет следующие педагогические функции музеев: образовательная, развивающая, просветительская, воспитательная (10).

Мультипликация или анимация - это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашей стране первая студия мультипликации - «Союзмультфильм» появилась в 1936 г. и создавала замечательные, добрые, несущие созидательные идеи мультфильмы-сказки для детей.

Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства (11).

Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии профессионального подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия.

 

Список литературы:

1. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. - М.: 2004 г.

2. Леонтьев А.А. Психология общения . — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1987.

4.Соловьева Е.А. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

5.Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

6. Ветлугина Н.Н. "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972

7. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., 1984.

8. Токмакова И. П. Детская литература - первооснова воспитания Дошкольное воспитание, 1999. № 6. С.14-28.

9. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.

10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 416 с.

11. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации: М.: Изд-во Искусство, 1964.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»