Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности (1).
В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы влияния культуры на становление личности ребенка-дошкольника.
Следует отметить, что приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства, музыки, хореографии, театра и музея - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления. Художественное образование и воспитание средствами искусства, музейной педагогики – неотъемлемая часть любого полноценного образования. По мнению А.А. Леонтьева, искусство – это то, что обеспечивает цельность и гармоническое развитие личности (2).
Реализация художественного образования в различных видах деятельности предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства; формирование основ художественного мышления, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; развитие потребности в художественном творчестве; обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности; приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, воспитание у детей эмоционально-ценностного отношения к искусству; содействие возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.).
Любой вид искусства - это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического (3).
Ценность искусства в том, что только через произведения человек обретает новый способ видения окружающего нас мира, а "задача занятий искусством: в том, чтобы в ходе занятий дать детям возможность пережить мир по новому, увидеть его с иной точки зрения" (4).
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно (5).
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса (4).
Музыкальное воспитание ставит своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.
Музыкальные занятия в детском саду - это, прежде всего, общение детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в детском саду.
В системе "музыка - музыкальный руководитель - дети" руководитель является творческим посредником между музыкальным искусством и детьми. Он помогает своим питомцам выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения (6).
Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Важно использовать все виды музыкальной деятельности.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, воспитывать чувства прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь.
Задачи обучения и развития детей средствами изобразительной деятельности.
Художественная литература - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка, дает прекрасные образцы русского литературного языка (8).
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В методике определены задачи ознакомления детей с художественной литературой:
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно, входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Одним из эффективных средств познания мира ребенка являться музей. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».
Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.
Музей стал источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Выделяет следующие педагогические функции музеев: образовательная, развивающая, просветительская, воспитательная (10).
Мультипликация или анимация - это вид современного искусства. Анимация производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашей стране первая студия мультипликации - «Союзмультфильм» появилась в 1936 г. и создавала замечательные, добрые, несущие созидательные идеи мультфильмы-сказки для детей.
Искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства (11).
Положительное воздействие анимации на дошкольников возможно при условии профессионального подбора мультфильмов, которые могут стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой героев мультфильмов, игровыми приемами, развития умений общения и взаимодействия.
Список литературы:
1. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. - М.: 2004 г.
2. Леонтьев А.А. Психология общения . — 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства – М., 1987.
4.Соловьева Е.А. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
5.Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
6. Ветлугина Н.Н. "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972
7. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., 1984.
8. Токмакова И. П. Детская литература - первооснова воспитания Дошкольное воспитание, 1999. № 6. С.14-28.
9. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 416 с.
11. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации: М.: Изд-во Искусство, 1964.