Языковая компетенция




1. Камалова Дилфуза Обидовна, 2. Саломова Малика Зохировна,

1. преподаватель русского языка Бухарский инженерно-технологический институт Кафедра «Иностранные языки» Узбекистан Бухарская область г. Каган. 2. преподаватель английского языка Бухарский инженерно-технологический институт Кафедра «Иностранные языки»

В статье рассматриваются принципы, лежащие в основе обучения иноязычной языковой компетенции в рамках современной методики обучения иностранным языкам, включающие принципы коммуникативного метода, основные дидактические, общие и частные методические принципы, выделяемые в концепциях зарубежных и отечественных ученых, обративших внимание на данную проблему.

Ключевые слова: Ключевые слова: Коммуникативная направленность,принцип ситуативности,принцип аутентичности,принцип личностно-ориентированного обучения,принцип сознательности,принцип наглядности.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Понятие «языковая компетенция» достаточно новое для методики обученияиностранным языкам, поскольку оно возникло и получило распространение лишь в середине XX века.В процессе своего развития языковая компетенция рассматривалась как:

- способность к программированию, реализации и контролю высказывания;

- всеобъемлющее знание о языке «идеального говорящего-слушающего»;

- знание словарных единиц и владение определенными формальными правилами, посредством которых словарные единицы преобразуются в осмысленное высказывание. Языковая компетенция включает: - лексическую, грамматическую, семантическую, фонологическую, орфографическую и орфоэпическую компетенции; - владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста.

Языковая компетенция обеспечивает владение совокупностью языковых знаний, навыков и умений, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в различных сферах деятельности, а также способствует развитию языковых способностей обучаемых. Подход к языковой компетенции как к системе разных видов деятельности и сложных умений оперирования языковым материалом позволяет рассматривать ее как определенную психологическую систему, включающую в себя и речевой опыт, и знания о языке.

 На современном этапе развития методики обучения иностранным языкам главным подходом по праву является коммуникативный метод, приоритетом которого - обучение в условиях, приближающихся к естественной коммуникации во всех или нескольких видах речевой деятельности и разных сферах общения: бытовой, учебной, профессиональной, социально-культурной.

К принципам, непосредственно влияющим на процесс формированияязыковой компетенции необходимо отнести:

1) принцип коммуникативной направленности;

2) принцип ситуативности;

3) принцип аутентичного характера учебного материала;

4) принцип личностно-ориентированного обучения.

Принцип коммуникативной направленности предполагает обучение иностранному языку как средству социального взаимодействия и формированию готовности к осуществлению общения с носителями других языков и культур.Важным условием реализации данного принципа является обучение через общение, в котором находят отражение такие параметры как мотивированность, целенаправленность, информативность, ситуативность, функциональность, партнерский характер взаимодействия вступающих в общение и система используемых для этого речевых средств. При таком обучении создаются условия общения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное формирование речевых умений и их использование в соответствующих социально детерминированных ситуациях,для реализации этого принципа используются ролевые игры, проекты и т. д. Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, какие коммуникативные умения необходимо формировать, чтобы учащийся мог осуществлять общение в устной и письменной формах речи. Принцип коммуникативной направленности определяет средства обучения, с помощью которых можно обеспечить овладение коммуникативной функцией изучаемого языка на основе звукового и печатного материала (схемы, таблицы, рисунки), стимулирующего общение.

Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций, воспринимаемых обучаемыми как характерная система взаимоотношений, поэтому в обучении языковой компетенции необходимо учитывать принцип ситуативности. Любая ситуация представляет собой интегративную, динамическую модель социальных, статусных, позиционных, деятельностных и нравственных отношений субъектов общения. Особый интерес к сущности ситуаций объясняется не только их общеизвестным назначением во всех системах обучения (способствовать возникновению у учащихся мотива и потребности для высказывания, активизацией их мыслительной деятельности, приближением учебного процесса к естественному речевому общению и т. д.), но и той ролью, которая отводится им в формировании коммуникативной компетенции.

Не менее важным принципом является аутентичный характер учебного материала. Принцип аутентичности имеет в виду рациональное использование подлинных материалов, таких как фонограммы, телеклипы, фрагменты фильмов, газетные статьи, тексты из художественной и научно-популярной литературы, тексты реклам, афиш, метеосводок, меню и всего, что придает учебному процессу необходимую достоверность. В результате ознакомления с подлинными образцами звучащей речи учащиеся получают сведения относительно особенностей коммуникации в данном социуме (темп речи, сигналы эмотивного характера, наличие маркеров смысловой связи внутри дискурса и др.). Печатные тексты знакомят их с культурным и социальным контекстом. Опорой для читающего служат такие опознавательные признаки, как знаки препинания, шрифт, грамматические формы, синтаксические и логические связи и т. д. Восприятие образцов звучащих и графических текстов формирует представления о способах реализации коммуникативных функций языка. Аутентичные тексты являются источниками получения знаний о культуре инофона, расширяют диапазон языковых средств, позволяют учащимся оценить их употребление с точки зрения уместности и соответствия конкретной ситуации.

Следующим важным принципом в рамках коммуникативного метода является принцип личностно ориентированного обучения. Этот принцип отражает некоторое смещение традиционных акцентов: обучаемый отвечает за результат обучения в той же мере, что и преподаватель. Учитель может помочь ему, подсказать, дать совет, но только он сам может научиться. Поэтому центральной фигурой учебной ситуации становится учащийся, который в отличие от традиционной организации не только сотрудничает с учителем, но и активно работает с соучениками, выполняя упражнения в парах или малых группах, участвуя в ролевых играх и проектной работе.

Творческий характер учебного процесса проявляется в том, что все учащиеся активно участвуют в выборе материала, планировании урока и ролевой игре. Решая коммуникативные задачи, они реализуют собственное речевое намерение в той или иной ситуации общения. Каждый урок должен подкреплять мотивацию учащихся и содействовать пониманию ими того, что выполнение коммуникативных задач в любых условиях зависит от их собственных умений и устремлений.

В обучении языковой компетенции важная роль принадлежит принципу активности, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если интенсифицирована учебная деятельность всех учащихся и они становятся активными участниками учебного процесса, вовлекаясь в речевую и другие виды деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что умелое сочетание и реализация данных положений в практике обучения будет обеспечивать успешное формирование иноязычной языковой компетенции в средней школе. 

Список литературы:

1. Гез Н. И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис: Издательство «Омега-Л», 2010. 480 с.

3. Рогова Г. В., Верещагина Н. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998. 232 с.

4. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 128 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»