Прибаутка – произведение шуточного характера; малый жанр русского фольклора. Прибаутки могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме [2, с. 523]. Песни-прибаутки следует отличать от пестушек и потешек, которые адресованы совсем маленьким детям и сопровождаются несложным физическим упражнением.
Прибаутки генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням, от которых они унаследовали систему образов. Как жанр детского фольклора, прибаутки оформились не раньше ХVШ века [3, с. 214].
Своим сюжетом рассматриваемый жанр напоминает маленькую сказку в стихах. В его основе – динамическая смена действий и многократные повторы, имеющие своей целью воздействие на память ребенка:
Дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом [1, с. 42].
В некоторых прибаутках можно наблюдать использование риторических вопросов или обращений, обусловливающих особую манеру исполнения, а звукопись служит для передачи выразительности речи:
Сова, совинька, сова.
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела.
Головой вертела [1, с. 42].
Как правило, центральными образами в прибаутках являются звери и насекомые, которым приписываются человеческие действия. Нередко встречаются фантастические герои:
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл. [1, с. 42].
Главная эстетическая ценность прибауток заключается в обучении ребенка ритмичности, словотворчеству, наставительности. Они предназначены для детей, у которых уже есть первоначальное представление о мире. Знания ребенка об окружающих предметах и действительности неразрывно связаны с пониманием человека и его жизнедеятельности. Именно поэтому герои-звери живут в прибаутках человеческой жизнью, а их действия оцениваются с позиций человеческой логики. Поскольку жанр прибаутки относится к устному народному творчеству, то одним из важнейших условий является правильное прочтение текста, то есть интонация. От нее зависит интерес ребенка к восприятию и запоминанию слов.
Благодаря тому, что прибаутки обладают простым языком, рифмуются, отличаются необычайной звукописью, незатейливым сюжетом и необычными образами, человек с детства постигает художественную культуру. Прибаутки помогают нарисовать в воображении ребенка картины из жизни. В легкой игровой форме дети впитывают необходимую информацию об окружающей действительности и расширяют свой кругозор. Дошкольник учится строить логически связанные цепочки, что в последующем помогает ему правильно оформлять свои мысли и речь. Кроме того, прибаутка относится к развлекательным жанрам, поэтому служит для увеселения. Ребенок учится положительно воспринимать еще малоизвестную для него жизнь.
Список литературы:
1. Аникин В.П. Русский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Художественная литература. 1985. – 367 с.
2. ЛЭС под ред. В.М. Кожевникова. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
3. Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Бакланововой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.