Языковые особенности текстов прибауток, роль жанра в развитии детей раннего возраста




Саввина Светлана Викторовна *
Саввина Ольга Ивановна **

студент *
НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород
воспитатель**
МБДОУ д/с №10, Россия, г. Новый Оскол


Аннотация: Статья содержит информацию о детском народном фольклорном жанре, его языковых особенностях и степени влияния на развитие ребенка

Ключевые слова: язык, прибаутка, ребенок, развитие




Библиографическое описание:  Саввина С.В., Саввина О.И. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ПРИБАУТОК, РОЛЬ ЖАНРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.33-34


Прибаутка – произведение шуточного характера; малый жанр русского фольклора. Прибаутки могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме [2, с. 523]. Песни-прибаутки следует отличать от пестушек и потешек, которые адресованы совсем маленьким детям и сопровождаются несложным физическим упражнением.

Прибаутки генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням, от которых они унаследовали систему образов. Как жанр детского фольклора, прибаутки оформились не раньше ХVШ века [3, с. 214].

Своим сюжетом рассматриваемый жанр напоминает маленькую сказку в стихах. В его основе – динамическая смена действий и многократные повторы, имеющие своей целью воздействие на память ребенка:

Дон, дон, дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом [1, с. 42].

В некоторых прибаутках можно наблюдать использование риторических вопросов или обращений, обусловливающих особую манеру исполнения, а звукопись служит для передачи выразительности речи:

Сова, совинька, сова.

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела.

Головой вертела [1, с. 42].

Как правило, центральными образами в прибаутках являются звери и насекомые, которым приписываются человеческие действия. Нередко встречаются фантастические герои:

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл. [1, с. 42].

Главная эстетическая ценность прибауток заключается в обучении ребенка ритмичности, словотворчеству, наставительности. Они предназначены для детей, у которых уже есть первоначальное представление о мире. Знания ребенка об окружающих предметах и действительности неразрывно связаны с пониманием человека и его жизнедеятельности. Именно поэтому герои-звери живут в прибаутках человеческой жизнью, а их действия оцениваются с позиций человеческой логики. Поскольку жанр прибаутки относится к устному народному творчеству, то одним из важнейших условий является правильное прочтение текста, то есть интонация. От нее зависит интерес ребенка к восприятию и запоминанию слов.

Благодаря тому, что прибаутки обладают простым языком, рифмуются, отличаются необычайной звукописью, незатейливым сюжетом и необычными образами, человек с детства постигает художественную культуру. Прибаутки помогают нарисовать в воображении ребенка картины из жизни. В легкой игровой форме дети впитывают необходимую информацию об окружающей действительности и расширяют свой кругозор. Дошкольник учится строить логически связанные цепочки, что в последующем помогает ему правильно оформлять свои мысли и речь. Кроме того, прибаутка относится к развлекательным жанрам, поэтому служит для увеселения. Ребенок учится положительно воспринимать еще малоизвестную для него жизнь.

 

Список литературы:

1.   Аникин В.П. Русский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Художественная литература. 1985. – 367 с.

2.   ЛЭС под ред. В.М. Кожевникова. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

3.   Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Бакланововой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. – М.: МГУКИ, 2000. – 344 с.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»