ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА-АНТИУТОПИИ В. СОРОКИНА «ТЕЛЛУРИЯ»




Ланин Борис Александрович*, Артюхова Ирина Сергеевна **

*зав. лабораторией ,
**старший научный сотрудник

ИСМО РАО Россия, г. Москва


Aнализируются жанровые особенности романа В. Сорокина «Теллурия». Подчеркиваются его антиутопические черты. Выделяются жанровые критерии антиутопии

Ключевые слова: Ключевые слова: жанр,антиутопия,роман,жанровые критерии,В. Сорокин




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Основа сорокинского стиля — язык-хамелеон, который предполагает зависимую от авторского замысла окраску. Оруэлловский newspeakсразу же стал жанровым критерием антиутопии. Слова в антиутопической литературе очень часто обозначают совсем не те понятия, что обычно. Манипулирование языком в антиутопиях становится основой замкнутого художественного мира. Современные исследователи пытаются предложить новую классификацию «новейших антиутопических романов в соответствии с выявленными инструментами подавления человека (техника, биотехнология, язык и информация): технические, биополитические и лингво-информационные». [1, c.18]

Само понятие «художественного мира» применительно к творчеству Сорокина меняется от «художественного мира писателя» — к «художественному миру произведения». Общий стержень его творчества неуловим. Он меняется в зависимости от авторского задания. «Очередь», первый значительный роман Сорокина, представляет собой гигантский диалог. «Норма» и «Голубое сало» обладают сложной полифонической структурой, «Роман» строится целиком на стилизации. Соответственно меняется и язык. В «Теллурии» постоянно напоминают о битве цивилизаций, которая и превратила мир в поле для нового глобального сражения. Салафиты и новые тамплиеры, ваххабиты и православные партизаны-коммунисты не устают бороться за свои интересы. Правда, благодаря цивилизационным прорывам новые герои теперь пересекают границы и пространства на индивидуальных реактивных сапогах-скороходах, новые тамплиеры во главе с великим магистром вылетают в Стамбул на «тринадцатый крестовый полет» внутри трехметровых роботов с «бортовым оружием». Утопическое государство само по себе — тело. В нем есть голова, есть множество органов зрения и органов слуха, оно многоруко и всеприсуще. Тело государства — предмет его особых забот. С этой точки зрения антиутопический герой является вирусом в этом теле, активным инородным организмом. Более того, поначалу одиночка, он способен активно находить сторонников, множить их число. Отсюда стремление государства уничтожить антиутопического героя, извести его наиболее наглядным и поучительным для других способом — ведь не вирус же он на самом деле, а всего лишь человек, возжелавший не государственного, а своего, «частного», «персонального» счастья. Истребить этот вирус, заведшийся в государственном организме, и есть задача государства. Сюжетное напряжение — это температура утопического государства, борющегося за свое идеологическое выздоровление. Теллуровые гвозди – это особые «вирусы», позволяющие превзойти свои возможности, оказаться на время независимым.

 

Список литературы:

1. Селиванова, Е.Ю. Антиутопический роман в немецкоязычной литературе конца ХХ – начала ХХI вв.: автореферат дисс… канд. филол. наук: 10.01.03/ Евгения Юрьевна Селиванова: Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2013. – 21 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»