+7 989 669 15 15



Железодефицитная анемия и интеллект детей раннего возраста




Кузнецова Наталья Ивановна

врач-педиатр Государственное казенное учреждение Самарской области «Городской психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» (ГКУ СО ГПМПЦ) , г. Самара

Аннотация: Проведен анализ зависимости задержки психоречевого развития детей до 4 лет от наличия железодефицитной анемии по материалам работы Самарского городского психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования. Установлена зависимость выраженности задержки психоречевого развития от наличия анемии.

Ключевые слова: дети, железодефицитная анемия, задержка психо-речевого развития.




Библиографическое описание: Кузнецова Н.И. ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.92-93


ЖДА часто встречающееся заболевание раннего возраста. Это одно из самых распространенных заболеваний особенно среди детей раннего возраста. По классификации ВОЗ – анемия, это состояние, при котором снижено содержание гемоглобина меньше 110 г/л у детей до 6 лет и ниже 120 г/л - старше 6 лет [2,т.2,c.243]. Анемия у детей обусловлена анатомо-физиологической незрелостью органов кроветворения и высокой чувствительностью детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [3, c.3].

Большую роль играют социально-экономические причины, негативно отражающиеся на материальном состоянии населения, что приводит к ухудшению качественного и количественного состава пищевого рациона большинства семей. Дефицит железа оказывает влияния на жизненно важные функции организма, особенно в критические периоды роста и умственного развития ребенка [1,c. 176]. В раннем возрасте это проявляется задержкой психомоторного развития (запаздывание предречевых и речевых навыков, нарушение координации движений, изменение поведенческих реакций, у подростков нарушениями когнитивных функций и умственных способностей (снижение памяти, концентрации внимания и мотивации обучения, эмоциональная лабильность).

Особенно страдают функции головного мозга. Эти нарушения проявляются в обеднении эмоций, плаксивости, раздражительности, преобладании плохого настроения. Дети, страдающие анемией, более подвержены инфекциям дыхательных путей и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

В ГПМПЦ диагностики и консультирования мною проведено исследование по оценке возможного влияния анемии у детей на их интеллектуальное развитие. Исследование проведено в группе детей, прошедших обследование в ГПМПЦ в 2013-2015гг.

Мною было отмечено, что у большинства матерей (детей с ЖДА) во время беременности в акушерском анамнезе выявлялась хроническая фетоплацентарная недостаточность, которая сопровождалась хронической гипоксией плода и задержкой внутриутробного развития плода. Такие дети на первом году жизни развивались с отставанием в развитии - со снижением весоростовых показателей, задержкой моторных функций

Осмотрено детей от 0 до 3х лет в 2013г – 1274, 2014г - 1276, 2015г - 1220.

Из общего количества осмотренных детей выявлено детей с ЖДА:

- 2013г – 60 детей (4,7%);

- 2014г – 56 детей (4,8%);

- 2015г - 59 детей (4,8%).

 

Таблица № 1.

Результаты обследования интеллектуального развития детей

от 0 до 4 лет с ЖДА по ГПМПЦ с 2013 по 2015гг.

Уровень

интеллекта

2013 год

2014 год

2015 год

всего

детей

Из них с анемией

%

всего

детей

Из них с анемией

%

всего

детей

Из них с анемией

%

Норма

500

27

5,4%

449

20

4,5%

481

23

4,8%

ЗПР и ЗПРР

774

33

4,3%

827

36

4,4%

739

35

4,8%

 

Обследованным врачом-педиатром детям было рекомендовано нормализовать режим дня, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе с введением в рацион питания продуктов богатых железом (родителям были розданы памятки с диетой при анемии).

Препараты железа были назначены коротким курсом с дальнейшей консультацией врача-гематолога, введение витамино-минеральных комплексов, адаптогенов, фитосборов с рекомендацией лечения сопутствующих заболеваний. Дети с ЗПР посещали детские учреждения, где проводились занятия с дефектологом и логопедом.

У детей, прошедших повторно при необходимости обследование в ГПМПЦ (с анемией в анамнезе и получившие лечение) были улучшены показатели памяти, внимания, работоспособности.

Таким образом:

1. Дефицит железа может необратимо повреждать познавательные функции человеческого мозга;

2. Дети, которые в младенческом возрасте страдают от железодефицитных состояний, имеют более низкий коэффициент интеллекта (IQ). Особенно выражено снижение интеллекта в том случае, если дефицит железа наблюдается в семьях с низким социально-экономическим статусом.

3. Принимая во внимание возможность влияния анемии на психическое развитие ребенка, особенно раннего возраста, следует признать необходимым применение антианемической терапии, в частности в группах детей с риском развития задержки психического развития (ЗПР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР).

 

Список литературы:

1. Анемии у детей: диагностика, дифференциальная диагностика и лечение /Под. Ред. А. Г. Румянцева и Ю.Н. Токарева.-2-е изд. и перераб.-М.:МАКС ПРЕСС, 2004.-216с.

2. Дефицит железа у детей и подростков. Причины, диагностика, лечение и профилактика/ Г.А. Самсыгина [и др.]; Москва.: Изд-во РГМУ, 2006. – 32 с.

3. Руководство по гематологии: в 3т./ Под ред. А.И. Воробьева.-3-е изд., перераб.-М.:Ньюдиамед, 2002-2004.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»