ЖДА часто встречающееся заболевание раннего возраста. Это одно из самых распространенных заболеваний особенно среди детей раннего возраста. По классификации ВОЗ – анемия, это состояние, при котором снижено содержание гемоглобина меньше 110 г/л у детей до 6 лет и ниже 120 г/л - старше 6 лет [2,т.2,c.243]. Анемия у детей обусловлена анатомо-физиологической незрелостью органов кроветворения и высокой чувствительностью детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды [3, c.3].
Большую роль играют социально-экономические причины, негативно отражающиеся на материальном состоянии населения, что приводит к ухудшению качественного и количественного состава пищевого рациона большинства семей. Дефицит железа оказывает влияния на жизненно важные функции организма, особенно в критические периоды роста и умственного развития ребенка [1,c. 176]. В раннем возрасте это проявляется задержкой психомоторного развития (запаздывание предречевых и речевых навыков, нарушение координации движений, изменение поведенческих реакций, у подростков нарушениями когнитивных функций и умственных способностей (снижение памяти, концентрации внимания и мотивации обучения, эмоциональная лабильность).
Особенно страдают функции головного мозга. Эти нарушения проявляются в обеднении эмоций, плаксивости, раздражительности, преобладании плохого настроения. Дети, страдающие анемией, более подвержены инфекциям дыхательных путей и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
В ГПМПЦ диагностики и консультирования мною проведено исследование по оценке возможного влияния анемии у детей на их интеллектуальное развитие. Исследование проведено в группе детей, прошедших обследование в ГПМПЦ в 2013-2015гг.
Мною было отмечено, что у большинства матерей (детей с ЖДА) во время беременности в акушерском анамнезе выявлялась хроническая фетоплацентарная недостаточность, которая сопровождалась хронической гипоксией плода и задержкой внутриутробного развития плода. Такие дети на первом году жизни развивались с отставанием в развитии - со снижением весоростовых показателей, задержкой моторных функций
Осмотрено детей от 0 до 3х лет в 2013г – 1274, 2014г - 1276, 2015г - 1220.
Из общего количества осмотренных детей выявлено детей с ЖДА:
- 2013г – 60 детей (4,7%);
- 2014г – 56 детей (4,8%);
- 2015г - 59 детей (4,8%).
Таблица № 1.
Результаты обследования интеллектуального развития детей
от 0 до 4 лет с ЖДА по ГПМПЦ с 2013 по 2015гг.
Уровень интеллекта |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
всего детей |
Из них с анемией |
% |
всего детей |
Из них с анемией |
% |
всего детей |
Из них с анемией |
% |
|
Норма |
500 |
27 |
5,4% |
449 |
20 |
4,5% |
481 |
23 |
4,8% |
ЗПР и ЗПРР |
774 |
33 |
4,3% |
827 |
36 |
4,4% |
739 |
35 |
4,8% |
Обследованным врачом-педиатром детям было рекомендовано нормализовать режим дня, полноценный сон, прогулки на свежем воздухе с введением в рацион питания продуктов богатых железом (родителям были розданы памятки с диетой при анемии).
Препараты железа были назначены коротким курсом с дальнейшей консультацией врача-гематолога, введение витамино-минеральных комплексов, адаптогенов, фитосборов с рекомендацией лечения сопутствующих заболеваний. Дети с ЗПР посещали детские учреждения, где проводились занятия с дефектологом и логопедом.
У детей, прошедших повторно при необходимости обследование в ГПМПЦ (с анемией в анамнезе и получившие лечение) были улучшены показатели памяти, внимания, работоспособности.
Таким образом:
1. Дефицит железа может необратимо повреждать познавательные функции человеческого мозга;
2. Дети, которые в младенческом возрасте страдают от железодефицитных состояний, имеют более низкий коэффициент интеллекта (IQ). Особенно выражено снижение интеллекта в том случае, если дефицит железа наблюдается в семьях с низким социально-экономическим статусом.
3. Принимая во внимание возможность влияния анемии на психическое развитие ребенка, особенно раннего возраста, следует признать необходимым применение антианемической терапии, в частности в группах детей с риском развития задержки психического развития (ЗПР) и задержки психоречевого развития (ЗПРР).
Список литературы:
1. Анемии у детей: диагностика, дифференциальная диагностика и лечение /Под. Ред. А. Г. Румянцева и Ю.Н. Токарева.-2-е изд. и перераб.-М.:МАКС ПРЕСС, 2004.-216с.
2. Дефицит железа у детей и подростков. Причины, диагностика, лечение и профилактика/ Г.А. Самсыгина [и др.]; Москва.: Изд-во РГМУ, 2006. – 32 с.
3. Руководство по гематологии: в 3т./ Под ред. А.И. Воробьева.-3-е изд., перераб.-М.:Ньюдиамед, 2002-2004.