ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ДЬУЛУСТАНА БОЙТУНОВА




Петрова Анна Григорьевна

Заведующая кафедрой дизайна ФГБОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры» Российская Федерация, г. Якутск.

В обзорной статье рассматриваются основные этапы творчества якутского художника Дьулустана Бойтунова. Обобщаются живописные и графические произведения автора, определяется стилистическое своеобразие работ середины1990-х и 2010 -х годов.

Ключевые слова: Ключевые слова: Якутское изобразительное искусство,живопись,графика,этнонациональная традиция,иллюстрация




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Дьулустан Бойтунов – один из ярких представителей современного изобразительного искусства Якутии, выпускник Якутского художественного училища (1985, мастерская Л.Д. Слепцовой) факультета живописи Красноярского художественного института (1994, мастерская профессора А.М.Знака), творческих мастерских Российской академии художеств (г. Красноярск, 2001). Тонкость живописи и филигранность рисунка Дь.Бойтунова отмечались его педагогами еще в годы учебы. Творческая атмосфера мастерских Красноярска способствовала, как и многим ведущим художникам Якутии, определению собственного пути и обретению индивидуальности. К концу 1990-х Дь. Бойтунов стал более известен широкому зрителю лиричными пейзажами и созерцательными натюрмортами («Декабрьский день». 1999; «Зимний вечер». 1999; «Лунная ночь в табуне». 2000; «Июньский вечер». 2000; «Натюрморт с кувшином». 2000 и др.)

В конце 1990-х в его творчестве определяется основная линия, связанная с осмыслением этнонациональной традиции. Немаловажное значение в этом имела одна из первых крупных работ автора – иллюстрирование исторического романа «По велению Чингисхана» («Чыныс Хаан ыйаа5ынан») Н. Лугинова (2001). В первых листах уже заложены основные черты его графического стиля, характерности, проявившиеся позднее и в живописи: отточенность линий, ясность рисунка, выстроенность композиции. Жанр иллюстрации, имеющий свои особенности, связан с пояснением текста, но автор внес свои штрихи и чувствование в характеристику литературного произведения, создал не только перекликающийся с текстом визуальный образ, но и гораздо обогатил его. Часто автор разворачивает действо в белом пространстве, заполненная детально прорисованными персонажами, животными, предметами плоскость уравновешивается плотностью белого фона. (Рис. 1.)

Для автора важна абстрактная сторона произведения, будь то графика или живопись: распределение, соотношение масс, плоскостей, это видно в предварительных эскизах, пятна, силуэты детализируются, завершаются тщательной доработкой. Художник не стремится к передаче пространства, его интересует событие, герои, действие, движение, усиливая ее автор, обращается к фрагментарной композиции. В иллюстрациях техника Дь. Бойтунова словно возвращает зрителя к старинной классической графике: отмывка акварелью с расплывчатым слоем придает многим листам мягкую живописность. В дальнейшем выразительная черно-белая графическая серия успешно продолжилась в оформлении следующего литературного произведения Н. Лугинова «Улуу хууннар» (2010).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Иллюстрация к роману «По велению

Чингисхана» Н. Лугинова, 2004. Бум.,акв.

 

В живописи этого периода одним из программных можно обозначить связанный общей темой монгольский цикл («Охотник», 2007; «Путник», 2008; «Долина динозавров», 2008; «Вечная тишина», 2009; «Салгынна сайбыт санаа», 2009 и др.). Низкий горизонт, ширь неба, всадник… художник немногословен и словно оставляет на плоскости холста ключевые знаки. Его живопись графична, цвет здесь средство обозначения интересующей материи - колесо, камни-обо, пролетевшая птица   (Рис. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Путник. 2008. Бум.,см. техника.

 

Художник один из немногих кто многие годы иллюстрирует эпическое наследие народов Севера. Декоративностью, цветовой активностью, введением орнаментальных элементов и усложнением рисунка отличаются его листы к олонхо «Бюдюрюйбэт Мюлджью Бёгё» (2010). В этот период художник также занимается иллюстрированием эвенкийского эпоса «Тор5о-Тургэ тангастаах Торгандуун маатаа», (2010).

В живописных произведениях автора 2010-х гг. очевидно влияние эстетики восточного искусства, например во взаимодействиях на плоскости пустого и заполненного, намеренная и порой подчеркнутая асимметрия, утверждение роли плоскости. Но при кажущейся непринужденности соотношения подчинены строгой логике. Полотно «Похищение», (2013) отличается подчеркнутой декоративностью, и своеобразным композиционным решением. В основе сюжета легли мотивы якутского эпоса. Сцена представляет момент похищения северным богатырем красавицы: в сине-голубом пространстве в сложном ракурсе расположены фигуры похитителя, девушки, оленей. Композиция полна динамики и движения, фигуры словно закручены вокруг невидимой оси, что придает особое звучание произведению, подчеркивает драматичность момента. Вторит ей композицией и лаконичностью колорита и картина «Невеста», (2013), созданная по мотивам мифов народов Севера: миф о женщинах которые волею судеб оказывались вдовами – их мужья погибали в войне или на охоте, и тогда они совершали символический брак, выходя замуж за могучих обитателей моря моржей. Невеста, взлетев, словно находится в желтом трансцендентном пространстве, она подлетает к морю, где ее встречает морской житель.

Поэтичность, философская подоплека затрагиваемых тем в последних работах, говорит о новом осмыслении художником своего творчества. Утонченность и высокое техническое исполнение делают произведения автора особенно запоминающимися. Дь. Бойтунов продолжает экспериментировать с техниками, с живописной поверхностью, уделяет пристальное внимание композициям работ.

Яркая индивидуальность и мастерство Дьулустана  Бойтунова, диапазон его творческих устремлений кроме графики и живописи, художник создает известные многим ледовые скульптуры, ювелирные изделия, несомненно, выделяют его и привлекают к его творчеству пристальное внимание широкого зрителя и специалистов.

 

Список литературы:

  1. Дьулустан Бойтунов. Графика и живопись. Буклет к перс. выставке/ Автор-сост. А.Г.Петрова. Якутск: ИЦ ФГБОУ ВПО «АГИИК», 2012. – 6 с.
  2. Иванова-Унарова З.И. Художники Якутии: члены Союза художников России / З.И. Иванова-Унарова.-СПб.: Изд-во «Искусство России», 2006. – 288 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»