Разработка стратегий, обеспечивающих реализацию миссии и целей деятельности в рамках допустимого уровня риска предприятия, является основной задачей стратегического планирования. На всех этапах стратегического планирования нужно предусмотреть выявление, классификацию и разработку методов учета влияния рисков на результат деятельности предприятия. Если предположить ситуацию, в которой мы можем иметь полную информацию по всем экономическим процессам, явлениям, факторам, то в данном случае можно просчитать и определить будущее. Без такой возможности при принятии управленческих решений необходимо учитывать факторы неопределенности.
Шеннон дает следующее определение риска: «Риск – это степень определенности (или неопределенности), связанной с получением ожидаемых в будущем доходов» [1].
Выбор конкретной стратегии развития предприятия должен основываться на сознательном отношении к обнаруженным рискам. Также выбранная стратегия должна не только выявлять риски, но и определять степень чувствительности к ним. Все риски, которые могут возникнуть в ходе деятельности предприятия, подразделяются на следующие виды (табл. 1):
Таблица 1.
Виды рисков, возникающих в процессе деятельности предприятий.
Название риска | Характеристика |
Известные риски | Возникают в результате определенного рода воздействий или изменений факторов, которые влияют на анализируемый вид деятельности. |
Предвиденные риски | Возможность появления данного вида риска предсказуема на основе накопленного опята деятельности предприятий. |
Непредвиденные риски | Риски, которые прогнозируемы заранее, ввиду отсутствия опыта и (или) информации. |
В современной экономике риск является обязательным атрибутом хозяйствования. С ним постоянно имеет дело любое предприятие. Фактор риска здесь служит сильным стимулом и ограничением при принятии плановых решений [2].
Полностью избежать риска в деятельности предприятия невозможно, но, зная, где и при каких обстоятельствах он может возникнуть, менеджеры могут предотвратить либо снизить риск потери, уменьшая действие неблагоприятных факторов.
Список литературы:
1. Channon, D.F. Multinational strategic planning / D.F. Channon. – NJ.: AMACOM Cop., 1978 – 344с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление: Учебник / И. Ансофф – М.: Экономика, 2008. – 358с.
3. Стерлин, А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: Опыт развития и новые явления / А.Р. Стерлин, И.В. Тулин – М.: Наука, 2007. – 200c.
4. Томпсон, А.А., Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 578с.