Чтобы противостоять революционным движениям и свободным либеральным идеям, российское самодержавие 19 века прибегало не только к репрессиям (Третье отделение Его Императорского Величества Канцелярии во главе с А.Х. Бенкендорф. Он деятельно помогал Николаю Первому при подавлении восстания 14 декабря 1825 года – восстание декабристов). Император Николай Первый понимал, что взглядам и идеям могут противостоять лишь иные взгляды [1, с. 302].
Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю деятельность нового императора Николая I [2, с. 298]. Заметив, что большинство людей, участвовавших в революционных движениях, относились к дворянству, он не проявлял доверия к служилому сословию [3, с. 430]. Император придерживался мнения, что корень всех революционных настроений в стране – это поверхностное воспитание и вольнодумство, именно поэтому нужно было обратить внимание на воспитание молодого поколения. Другими словами, требовалось создать идеологию самодержавия. И в 1833 году, положив в основу своей теории «исконные начала русской жизни» была сформулирована теория «Официальной народности». Создатель данной теории был министр просвещения и духовных дел С.С. Уваров. К основным постулатам теории Уварова относятся: самодержавие, православие и народность. Эту триаду он считал «залогом силы и величия». Российской империи.
Понятие самодержавие по Уварову – это единственная возможная форма правления для России; это фундамент, на котором держится Российское государство. Большинство русских людей осознают губительность попыток реформировать институт самодержавия, поскольку монархическим сознанием проникнуто мировоззрение всех слоев и сословий России. Самодержавие эффективно только тогда, когда опирается на народ.
Следующий постулат теории «официальной народности» - это народность. По Уварову, народность – это исторически сложившийся добровольный союз верховной власти и общества [4, с. 158]. Суть понятия народности в работах Уварова сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству. Это две части единого целого. Единство народа и государства достигается путем совместного многовекового развития.
Теперь перейдём к православию. Православие, полагал Уваров, составляет основу жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православной веры, которая охватывает все стороны его деятельности и быта. Уваров отмечал, что вера обеспечивает кровную связь между поколениями. Уваров предупреждал императора об опасности ослабления народной веры: «ослабить в них Веру то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. ... Это было бы измена в пространном смысле».
Изучение «теории официальной народности» очень важно не только с точки зрения исторических наук, но и с позиций возможной ее роли в решении проблем современной России [5, с.419]. Я считаю, что основная проблема нашего государства – полное отсутствие идеологической опоры. В поисках такой идеи необходимо обращаться к опыту предыдущих поколений. Бесспорно, нельзя применять к современности старые, изжившие себя теории, но и полностью отбрасывать и отказываться от прошлого опыта нельзя. Так, из трех постулатов уваровской «триады», мы непременно должны придерживаться третьего – народности [6, с. 128]. Народность – это та идея, опираясь на которую Россия смогла бы выжить в современных условиях.
Список литературы:
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1974. С.302
2. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С.298
3. Попов М.К. История России. М.: Просвещение 1968. С.430
4. Вортман Р. Официальная народность Москва, 1999. С.158
5. Амирков С.Н. История моего государства. М.: Высшая школа, 1998. С.419
6. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С.128
7. Даулеталиева Г.Т. Калашникова Е.Б. Основные положения теории «официальной народности» // Роль науки в развитии общества: сборник статей студентов, аспирантов, молодых учёных, преподавателей – Уфа: АЭТЕРНА. 2015. С.29