+7 989 669 15 15



Звук как проявление жизни, творчества, гармонии в лирике Ф.И. Тютчева




Хачатурова Мария Славиковна *
Пенина Татьяна Петровна **

студентка *
доцент **
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,




Ключевые слова: 




Библиографическое описание: Хачатурова М.С., Пенина Т.П. ЗВУК КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВА, ГАРМОНИИ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА [Текст] //Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 19-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 13 марта, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 38-39


В поэзии Ф.И. Тютчева необычайно много слов, передающих звучание. Стихи поэта тонко музыкальны, звукопись развита в них необычайно. Читатель слышит в стихах Тютчева и грохот летних бурь, и еле внятные звуки наплывающих сумерек, и шорох зыбких камышей. Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Природа одушевлена для Тютчева, она подобна человеку, она пытается говорить с ним. Большое значение поэт уделяет морю, это словно живой образ. Море у Тютчева «и бунтует, и клокочет, хлещет, свищет, и ревет». Множество раз встречаются лексемы, соотносимые с морем, такие как «волны», «прибой», «морской вал», «морская пена». Природа одушевлена для Тютчева, она подобна человеку, она пытается говорить с ним.

Поэт остро ощущал звук как одно из проявлений жизни, жил в мире звуков. Звук органично вписывается в контекст лирики Ф.И. Тютчева, становясь ключевым элементом его поэтического идиостиля. В этом можно легко убедиться по приводимым ниже примерам, позволяющим проследить определенные семантические особенности в употреблении не только слов-звукообозначений, но и словосочетаний и даже предложений, полностью подчиненных передачи звуковой картины.

1. Слова, соотносимые с корнем «звучать»: «звук», «созвучье», «звучали скалы»,

«хаос звуков». Например:

…Я в хаосе звуков лежал оглушен,

Но над хаосом звуков носился мой сон...

(«Сон на море», 1829). [Тютчев: 28].

2. Звуки «печального» звучания: «стоны», «стон», «дыханье», «тих», «вздох», «плача»,

«вой», «ревущих». Например:

…Стон замирал в устах... дыханье уравнялось –

И тих и сладок был твой сон…

(«С какою негою, с какой тоской влюбленной», 1838-1839). [Тютчев: 177].

3. Звукообозначения, объединенные семантическим компонентом «громкий, сильный звук»: «бунтует», «клокочет», «хлещет», «свищет», «ревет», «с ревом», «свистом», «визгом», «воем», «грохот», «ревущих валов». Например:

…И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет…

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой…

(«Море и утес», 1848). [Тютчев: 260].

4. Звукообозначения, приближенные к «слабому звучанию»: «гул», «шепот»,

«ропот», «стоны», «шорох», «треск за треском», «шуршат», «молчанье», «баюкает», «тихоструйною волной».

…И баюкает их море

Тихоструйною волной...

(«По равнине вод лазурной», 1849). [Тютчев: 157].

 

Список литературы:

1. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. М., 2000.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»