«Использование метода моделирования в формировании связной речи» с фрагментом мастер – класса для родителей




Чигина Ольга Алексеевна и др.

воспитатель
ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол Самарской области СП д/с «Сказка»


Аннотация: Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – одна из важ-нейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. В данной статье пред-ставлен фрагмент с обучающим мастер - классом для родителей по использованию наглядного моделирования в развитии связанной речи у детей с ОНР. Использование метода моделирования поможет родителям облегчить процесс формирования у ребенка связанной речи.

Ключевые слова: коррекционная группа, формирование связной речи у дошкольников, пиктограмма, мнемотаблица, общее недоразвитие речи, моделирования.




Библиографическое описание: Чигина О.А., Ермилова Т.Н., Чупахина И.Е., Баранова Л.Б. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» С ФРАГМЕНТОМ МАСТЕР – КЛАССА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.79-82Чигина О.А., Ермилова Т.Н., Чупахина И.Е., Баранова Л.Б. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ» С ФРАГМЕНТОМ МАСТЕР – КЛАССА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.79-82


Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

В начале года проводя мониторинг по всем образовательным областям, мы столкнулась с тем, что дети нашей группы имеют проблемы в речевом развитии, а именно: речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений; дети неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение; не могут удерживать в памяти последовательность содержания описательного рассказа.

Для развития связанной речи на протяжении учебного года мы стали использовать метод наглядного моделирования. Для успешного формирования развитие связной речи в процессе наглядного моделирования решались следующие задачи: подбор литературы и пособий; создание комплекса условий, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста; подготовить и апробировать серию НОД по моделированию, направленной на развитие связной речи у детей ОВЗ старшего дошкольного возраста; разработка механизма критериев и показателей оценки результативности реализации деятельности по речевому развитию.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем, используя метод наглядного моделирования у детей с ОНР постепенно формируется связная речь. Использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; при этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы; приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Коррекционно-логопедическая работа включает не только занятия с ребенком, но и работу с родителями. Взаимодействие с родителями – важный этап в развитии речи детей. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. В своей работе мы используем различные формы работы с родителями по наглядному моделированию, это как: мастер-класс, круглый стол, открытые занятия и др. Использование в совместной работе с родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы детей позволяет достичь хороших результатов.

В этой статье мы хотим поделиться эффективными приемами работы с родителями, на основе наглядного моделирования. Вашему вниманию представляем небольшой фрагмент мастер-класса «Моделирование – успех к развитию связанной речи». Цель которого: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в использовании метода наглядного моделирования.

Ход показа мастер – класса:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Часто можно от вас услышать, что ребенок не может самостоятельно запоминать стихи, составлять рассказы, пересказывать текст. Существуют различные методики быстрого запоминания. Одним из эффективных способов, являются мнемотаблицы. Мы хотим вам показать один из приемов пересказа рассказа с использованием мнемотаблиц. Я вам зачитываю текст, а вы мне его пересказываете: «Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы». (Родители пересказывают текст)

Воспитатель: А теперь этот рассказ перескажем с помощью опорных.

 

схем.1.Это было летом. 2.Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. 3.Узкая тропинка уводила их в лес. 4.Девочка подошла к большому дереву. 5.Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб.

6.Его уронила белочка. 7.Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом.

8.Белка готовила запасы на зиму. 9.Она на ветках сушила грибы.

 

Воспитатель: В каком случае вам легче было пересказать текст? Почему? (Родители рассуждают, делают выводы).

Воспитатель: Такие схемы вы можете составлять с детьми дома. Давайте мы с вами попробуем. Разделимся на две команды по цвету бейджиков (которые они получили перед собранием). Каждой команде я предлагаю ознакомиться с текстом и придумать мнемотаблицу, которая поможет вам пересказать текст.

Первая команда получает текст: «Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Однажды в зимний день выдалась прекрасная солнечная погода. Дети вышли на прогулку. Кто взял коньки, лыжи, кто санки, Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Много детей собралось на горке. Они катались на санках, и лыжах. Другие на катке катались на коньках. Остальные дети лепили снеговика. Ребята веселились на прогулке».

Вторая команда получает текст: «Однажды в зимний день выдалась прекрасная солнечная погода. Дети вышли на прогулку. Кто взял коньки, лыжи, кто санки, Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Много детей собралось на горке. Они катались на санках, и лыжах. Другие на катке катались на коньках. Остальные дети лепили снеговика. Ребята веселились на прогулке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители пересказывают тексты с использованием мнемотаблиц,

которые изобразили сами

 

Воспитатель: Уважаемые родители, поделитесь впечатлениями, которые вы испытывали при пересказе текста с помощью придуманных вами схем (Родители делятся впечатлениями, рассуждают, делают выводы).

Воспитатель: Я с вами согласна, схемы, которые вы сами придумали, заинтересовывают и облегчают пересказ. Спасибо за внимание!

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста. Постепенно овладевая всеми видами связного пересказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии связной речи дошкольников.

 

Список литературы:

1.   Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - 2-е изд. - М., 1984.

2.   Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., - 2004. - С.168.

3.   Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. - 1989. - №1, С.69-77.

4.   Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1982

5.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004. - 320 с.

6.   Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1982. С.127.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»