«Направления и сценарии развития региональных социально-экономических систем»




Трифанова Анастасия Олеговна

аспирант кафедры менеджмента и технологии торговли Краснодарского кооперативного Института г. Краснодар

Аннотация: В статье анализируется организационный механизм формирования стратегии региона, определены основные подходы и методы государственного регулирования для кон-курентного развития региональных социально-экономических систем, определены показатели и индикаторы устойчивого развития региона.

Ключевые слова: формирование стратегии региона, конкурентоспособность региональной системы, государственное регулирование развития региона.




Библиографическое описание: Трифанова А.О. «НАПРАВЛЕНИЯ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ» [Текст] // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 7-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2015г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2015 – C.92-95


В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие регионов становится актуальной задачей обеспечения безопасности национальной экономики, её стабилизации и способности к постоянному обновлению и совершенствованию. Необходимо иметь в виду, что система устойчива, если устойчивы все ее подсистемы. Другими словами, устойчивость региона предполагает устойчивость всех его отраслей, предприятий и территориальных образований. Такая устойчивость определяется обеспечением непрерывного поддержания стабильности или экономического роста при минимальных затратах, экономической и социальной безопасности, способствующих более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона.

Устойчивое развитие региона характеризуется набором показателей или индикаторов. Индикаторы являются инструментом для измерения и обсуждения важных проблем развития. Они дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную или отрицательную сторону.

Главное условие национальной модели устойчивого развития - независимое экономическое развитие. Применительно к региону эта идея должна трансформироваться в идеологию обеспечения самодостаточного (при всей многозначности этого понятия) развития экономики региона, реально опирающаяся на свои силы и возможности.

Для устойчивости региона государственная власть на всех уровнях, научное и экспертное сообщество декларируют необходимость смены модели экономического развития национальной экономики. Модель догоняющего роста, которая базировалась на благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков, вовлечении незадействованных мощностей отечественных предприятий и относительно недорогой рабочей силы исчерпала свой потенциал.

Для конкурентного развития региональных социально-экономических систем требуется новый формат государственных приоритетов, методов и подходов государственного регулирования, которые будут ориентированы на все большее использование принципов и способов модернизационно - инновационного совершенствование воспроизводственных процессов.

Избрание инноваций в качестве базового вектора национального и регионального социально-экономического пространства потребует от органов государственной власти применения новых институциональных и организационно-экономических основ конструирования мер регулятивной политики, что обусловит появление и необходимость решения наукой ряда взаимозависимых задач:

- экономическое обоснование приоритетов развития региональных социально-экономических систем в парадигме трансформации модели национальной экономики;

- обоснование типа стратегии регионального развития в зависимости от состояния и динамики факторов глобальной экономической среды;

- определение эффективных форм и методов государственного регулирования, способствующих гармоничному балансу силы государственного регулятивного воздействия и «невидимой руки рынка»;

- предложение, научная и практическая апробация алгоритма формирования стратегии развития региона, включающего последовательность и инструментарий принятия управленческих решений в сфере государственного регулирования социально-экономического развития региональных систем;

- разработку организационно-экономического механизма и институциональных основ формирования стратегии социально-экономического развития;

- предложение экономических методов генерации конкретных мер и инструментов государственно-частного партнерства в рамках конструирования и реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Управление региональными социально-экономическими системами заключается в том, что необходимо оперировать категориями статичной и динамичной конкурентоспособностью. Статичная конкурентоспособность опирается на текущие индикаторы конкурентного статуса региона и характеризует положение региональной социально-экономической системы на текущий момент времени. Динамичная конкурентоспособность оперирует темпами роста этих же индикаторов и характеризует динамику региональной системы в конкурентном позиционировании.

Таким образом, оценка статичной конкурентоспособности дает возможность оценить конкурентные индикаторы региона, подобрать максимально эффективные методы регулирования региональной системы, а динамичная конкурентоспособность дает возможность мониторинга эффективности государственного регулирования по динамике параметров измерения конкурентоспособности.

Рассмотрение конкурентоспособности региональной системы как территории благоприятной для размещения производительных сил программирует комплекс управленческих решений в отношении регулятивного воздействия на экономику региона. Для того, чтобы определить наиболее действенный комплекс мер и инструментов необходимо позиционировать региональные социально-экономические системы по критериям степени экстенсивности (масштабов) и интенсивности (производительности труда) роста, причем сделать сред по динамичной и статичной конкурентоспособности.

Рассмотрение региональной системы как территории для размещения производительных сил дает возможность органам государственной власти сформировать два направления развития региональной системы – в направлении экстенсификации (наращивания масштабов региональной экономики) и ее интенсификации (увеличение региональной производительности труда).

Очевидно, что в чистом виде ни экстенсивный, ни интенсивный сценарий не может быть реализован, поэтому государственной власти важно расставить акценты в формировании государственной регулятивной политики. Такой подход можно назвать дифференцированным подходом к государственному регулированию конкурентного развития региональных социально-экономических систем.

Таким образом, конкурентоспособность региональной социально-экономической системы как территории, привлекательной для размещения производительных сил программирует сценарий экономического развития региона и комплекс программно-целевых мероприятий, направленных на приращение конкурентных позиций.

Одной из детерминант региональной конкурентоспособности региональной системы является статус региона как территории благоприятной для проживания. На наш взгляд, данная составляющая конкурентоспособности региона определяет комплекс мер, направленных на социальное развитие региональной системы. Кроме того, высокий конкурентный статус региона как территории, благоприятной для жизни взаимосвязан с экономическими аспектами конкурентного развития региона. В частности, динамичное и качественное развитие социальных аспектов региональной системы программирует с одной стороны рост платежеспособного спроса, а с другой стороны, улучшение качества жизни является необходимым условием положительного миграционного сальдо трудовых ресурсов высокого качества (что является обязательным условием для инноватизации региональной экономики и диффузии инновационных решений, в том числе из-за рубежа).

Трансформация элементов конкурентного статуса определяет социально-экономический механизм развития условий инноватизации региональной экономики через генерацию региональной производительности труда и улучшение социального статуса региона как территории благоприятной для проживания.

В контуре рассмотрения этого аспекта конкурентоспособности региональной экономики мы выделяем две основные детерминанты – это уровень жизни и качество жизни. Многие авторы рассматривают уровень жизни как составляющую качества жизни. Мы не согласны с такой позицией, поскольку, на наш взгляд, принципиальным является выделение уровня жизни в качестве экономического индикатора, в то время как качество жизни – это социальный индикатор развития региональной системы.

Уровень жизни формируется в основном доходом трудоспособного населения по отношению к прожиточному минимуму. Повышение уровня жизни программируется ростом региональной производительности труда (в основе которого, как правило, лежит инноватизация экономики региона или благоприятные конъюнктурные сдвиги). Рост уровня жизни обусловливает развитие потребительских рынков и оживление торговли, что будет в свою очередь определять качество потребления (и, следовательно, качество жизни).

Итак, разработанные меры государственного регулирования развития регионального социально-экономического пространства Краснодарского края обеспечат ликвидацию инфраструктурных и институциональных барьеров, позволят диверсифицировать экономику на уровне региона и специализировать – на уровне муниципальных образований, что позволит запрограммировать оптимальную динамику развития экономического и социального роста Краснодарского края.

 

Список литературы:

1. Невейкина Н.В. Актуальные тенденции социально-экономического развития российских регионов [Электронный ресурс] / - Региональная экономика: теория и практика. - 2013.

2. Устойчивое развитие региона как основа безопасности национальной экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F339120024/8

3. Шелехов А. М.Основные положения стратегии устойчивого развития России. - М., 2002. – 161 с.

4. Воротилов В.А. Региональная экономика (концепция развития). – СПб, 1995

5.Семидоцкий В.А. Особые экономические зоны России: анализ эффективности и причины неудач. Экономика устойчивого развития. 2011. №8.

6. Полиди А.А., Пидляский Д.И. Направления совершенствования государственной политики развития финансовых институтов региона. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики.2013. №5. С.65-68

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»