Важным условием, способствующим выполнению государственного задания на выполнение образовательных услуг, становится применение средним специальным учебным заведением иновационных технологий. Инновациями в колледже можно считать не только разработку новых технологий, но и использование широко известных методов активного социального обучения. Одним из методов, дающих импульс развитию у студентов социально-психологической компетентности, является ролевая игра.
Исследований, посвященных влиянию ролевой игры на развития социально-психологической компетентности, недостаточно. Однако есть исследования, освещающие влияние ролевой игры на коммуникативную компетентность, на развитие эмпатии, поведенческой гибкости.
Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра- это игродеятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. При этом учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции педагога ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для преподавателя цель игры- формирование у студента способности организовать свою речь и деятельность адекватно задачам общения, а следовательно, и социально- психологической компетентности.
Под социально- психологической компетентностью мы понимаем способность студента эффективно взаимодействовать с окружающими ему людьми в системе межличностных отношений.
Кроме освоения образовательных целей, значимость исследования ролевой игры в работе со студентами обусловлена ещё и тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста. Участник может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и.т.д.
Тем не менее очевидно, что ролевая игра представляет собой метод воздействия, в котором студент может расширить функции общения. Данная форма обучения обеспечивает реализацию личностных потребностей участника, выполняет психотерапевтическую функцию, формирует творческие способности, развивает внимание, мышление, интуицию. Ролевая игра формирует новый стиль общения и даже является средством социализации личности.
Проигрывая роли через ролевые действия, участники игры приобретают способность согласовывать свою индивидуальность в проявленных действиях с ожиданиями окружающих. Через осознание ожиданий вносятся изменение как в образ «Я», так и в образы других людей.
В ролевой игре ролевое поведение и ролевые действия осуществляются в соответствии с правилами, содержащимися в игровой роли и предписанными ей. Роль и правила неразрывно связаны между собой, что, в свою очередь вносит изменения в образ «Я» и тем самым развивает социально-психологическую компетентность.
Сюжет игры носит социальный характер, поэтому целесообразно говорить о социализирующем эффекте ролевой игры, что немаловажно для повышения социально-психологической компетентности студентов.
Мы используем следующие направления обучающих ролевых игр для студентов:
- Ситуация приёма на работу и увольнение.
- Ситуация знакомства и установление делового контакта.
- Ситуация просьбы и предъявления требований на работе.
- Конфликтные ситуации в организации.
- Повышение по служебной лестнице.
- Ситуации, когда нужно говорить «нет», и др.
Всего разыгрывается несколько сценок с разными участниками. После каждой сценки происходит обсуждение ролевой игры.
Таким образом, можно утверждать, что ролевая игра, если ее проводит компетентный специалист, знающий все нюансы в этой технике, способствует развитию личности студента.
Список литературы:
1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. -М.:Независимая фирма «Класс», 1993.
2. Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрамма Я..Л. Морено.- М.: Прогресс,1994.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия.-Спб.:Питер, 2000.
4. Шмаков С. А. Игра учащихся- феномен культуры.-М.: Новая школа, 1994.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978.