«Влияние ролевой игры на развитие социально-психологической компетентности студентов спо»




Абатурова Светлана Викторовна *
Михайловская Ольга Александровна**

преподаватель *
преподаватель**
ГБПОУ ВО «РКММП», г. Россошь


Аннотация: В статье идёт речь о том, что в современных условиях обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях предъявляются определенные требования к использованию ролевых игр, которые способствуют приобретению новых знаний, активизации учебного процесса.

Ключевые слова: Мотивация, инновация, социально-психологическая компетенция, ролевая игра, ситуация общения, контакт.




Библиографическое описание: Абатурова С.В., Михайловская О.А. «ВЛИЯНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО» [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 65-66


Важным условием, способствующим выполнению государственного задания на выполнение образовательных услуг, становится применение средним специальным учебным заведением иновационных технологий. Инновациями в колледже можно считать не только разработку новых технологий, но и использование широко известных методов активного социального обучения. Одним из методов, дающих импульс развитию у студентов социально-психологической компетентности, является ролевая игра.

 Исследований, посвященных влиянию ролевой игры на развития социально-психологической компетентности, недостаточно. Однако есть исследования, освещающие влияние ролевой игры на коммуникативную компетентность, на развитие эмпатии, поведенческой гибкости.

 Ролевая игра- это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра- это игродеятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. При этом учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции педагога ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для преподавателя цель игры- формирование у студента способности организовать свою речь и деятельность адекватно задачам общения, а следовательно, и социально- психологической компетентности.

 Под социально- психологической компетентностью мы понимаем способность студента эффективно взаимодействовать с окружающими ему людьми в системе межличностных отношений.

 Кроме освоения образовательных целей, значимость исследования ролевой игры в работе со студентами обусловлена ещё и тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста. Участник может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и.т.д.

 Тем не менее очевидно, что ролевая игра представляет собой метод воздействия, в котором студент может расширить функции общения. Данная форма обучения обеспечивает реализацию личностных потребностей участника, выполняет психотерапевтическую функцию, формирует творческие способности, развивает внимание, мышление, интуицию. Ролевая игра формирует новый стиль общения и даже является средством социализации личности.

 Проигрывая роли через ролевые действия, участники игры приобретают способность согласовывать свою индивидуальность в проявленных действиях с ожиданиями окружающих. Через осознание ожиданий вносятся изменение как в образ «Я», так и в образы других людей.

 В ролевой игре ролевое поведение и ролевые действия осуществляются в соответствии с правилами, содержащимися в игровой роли и предписанными ей. Роль и правила неразрывно связаны между собой, что, в свою очередь вносит изменения в образ «Я» и тем самым развивает социально-психологическую компетентность.

 Сюжет игры носит социальный характер, поэтому целесообразно говорить о социализирующем эффекте ролевой игры, что немаловажно для повышения социально-психологической компетентности студентов.

 Мы используем следующие направления обучающих ролевых игр для студентов:

- Ситуация приёма на работу и увольнение.

- Ситуация знакомства и установление делового контакта.

- Ситуация просьбы и предъявления требований на работе.

- Конфликтные ситуации в организации.

- Повышение по служебной лестнице.

- Ситуации, когда нужно говорить «нет», и др.

Всего разыгрывается несколько сценок с разными участниками. После каждой сценки происходит обсуждение ролевой игры.

Таким образом, можно утверждать, что ролевая игра, если ее проводит компетентный специалист, знающий все нюансы в этой технике, способствует развитию личности студента.

 

Список литературы:

1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. -М.:Независимая фирма «Класс», 1993.

2. Лейтц Г. Психодрамма: теория и практика. Классическая психодрамма Я..Л. Морено.- М.: Прогресс,1994.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия.-Спб.:Питер, 2000.

4. Шмаков С. А. Игра учащихся- феномен культуры.-М.: Новая школа, 1994.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры.-М.:Педагогика, 1978.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»