+7 989 669 15 15



Инновации в образовании




Герасимова Ксения Юрьевна*
Лопаткин Иван Николаевич**

преподаватель
Гуманитарно-технический техникум , г. Оренбург


Аннотация: В данной статье авторами выделены основные проблемы, связанные с инновационным процессом в российском образовании. Показаны различия между понятия-ми «новация» и «инновация». Также авторы предлагают способ решения проблем, связанных с инновационным процессом, намечают ряд требований, которые должны предъявляться к личности педагога.

Ключевые слова: инновация, новация, менеджмент, квазеинновации, инновационный процесс.




Библиографическое описание: Герасимова К.Ю., Лопаткин И.Н. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.34-36


Данная проблема является неоднозначной, поскольку она сопряжена с рядом трудностей. Мы выделим наиболее важные из них.

1. Отсутствие четкого определения понятия «инновация». В педагогической литературе и научных статьях авторы по-разному трактуют это понятия, зачастую искажая его смысл. Так же «инновации» путают с «новациями».

2. Неоднозначность в определении направленности инноваций. То есть не ясно, какие именно качества у учащихся должным быть сформированы при помощи инноваций. Мир и общество постоянно изменяются, значит изменяются и требования к образованию. Но в большинстве случаев инновации дают результат не сразу и просто не успевают за потребностями общества.

3.Поэтому следующей сложностью является отсроченность эффекта от инноваций. В связи с чем, многие нововведения могут быть свернуты еще до того, как начнут давать результат.

4.Сложность реализации инноваций на практике. Эта сложность включает в себя ряд проблем:

А.Отсутствие четкости и конкретики в нормативных документах и научных работах, затрагивающих проблему инноваций. Теоретизация преобладает над практической составляющей: во многих научных работах авторы используют общие фразы, которые кочуют из работы в работу.

Б.В связи с этим возникает сложность в понимании того, как и для чего все это делать. Зачастую не только учителя, но и сами создатели «инновационных» проектов не до конца понимают, чего они хотят добиться. По статистике до 70% новшеств не осуществляются в задуманном автором объеме [3; 115].

В.Кроме того, отсутствуют подготовленные кадры, поскольку во многих ВУЗах новаторской методике либо совсем не уделяется внимания, либо она освещается на низком уровне.

Г. Директивные методы введения новшеств снижают эффект от инновационного процесса, поскольку в этом случаи учебное заведение поставлено в жесткие рамки, а инновационная деятельность – это творческий процесс, требующий определенной свободы деятельности.

Д. С другой стороны, без жестких установок сверху большинство учебных заведений в силу своего консерватизма, либо по причине банального нежелания обременять себя лишней работой, не станут применять новации.

5.Диспропорции в видах инноваций: государство в первую очередь стремится улучшить педагогический менеджмент, а не собственно педагогический процесс. В итоге учителя загружены бумажной работой, а качественных изменений нет.

6. Отсутствует объективная статистика качества инноваций, поскольку в большинстве случаев приведенные в научных статьях данные носят тенденциозный характер. Это обусловлен тем, что ряд исследователей, пытаясь оправдать свою методику, умалчивают о каких-либо недостатках и сложностях, а эффективность наоборот преувеличивают.

7.Стремление педагогов-новаторов, во что бы то ни стало кардинально изменить весь учебный процесс, не задумываясь о конечном результате. То есть, «инновации ради инноваций», а не результата.

8.Отсутствие материальной базы. Инновационные процессы требуют денежных вложений, которые не каждое учебное заведение может себе позволить.

9.Использование некоторыми частными учебными заведениями квазеинновационных методов в качестве рекламы, с коммерческой целью.

Теперь нам необходимо рассмотреть пути решения обозначенных выше проблем.

1.для начала нужно четко разобраться в терминологии и определить взаимосвязь понятий «инновация» и «новация»:

Новация – новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, который предназначается для дальнейшего преобразования и использования.

Инновация – внедренное новшество, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукций. То есть это реализованная на практике новация [1].

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [2]. 2.необходимо четко структурировать этапы инновационного процесса:

Выделяют несколько этапов:

А.Определение потребности в изменениях

Б.Разработка нововведения

В.Принятие решения о внедрении

Г.Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества

Д.Длительное использование новшества, которое в случаи успешного результата становится инновацией.

Это структурирование позволяет нам выделить наиболее проблемное место в инновационном процессе – этап внедрения новаций. На этом этапе первоначальная задумка может быть искажена, поэтому ожидаемого результата добиться не удастся. Ярким примером может послужить ситуация с так называемым проектным методом. В Германии этот метод, как и задумывалось изначально, предполагает научную деятельность учеников, а в России он сводится к написанию обычных рефератов, на основе учебной литературы. То есть первоначальная идея новшества искажена.

3.Первоочередной задачей является подготовка кадров, то есть новации в первую очередь должны проникнуть в высшую школу.

В современной педагогике остро стоит проблема о роли личности педагога в образовательном процессе, которая, к сожалению, недооценивается. Это связано с внедрением дистанционных форм обучения и со всякого рода декларативными установками, дескать, учитель должен выполнять лишь роль координатора в образовательном процессе. Но на самом деле от учителя напрямую зависит самое важное звено в инновационном процессе – успешное внедрение новшеств. Кроме того, ряд исследователей подчеркивает, что качество образования зависит не столько от каких-либо новшеств, сколько от профессионализма педагога.

В связи с этим, к личности учителя в современной педагогике предъявляется ряд требований:

1.Необходимость быть современным. Это подразумевает:

А.Необходимость быть в курсе всех новшеств и изменений, связанных с преподаванием вообще и с конкретной дисциплиной в частности.

Б.Постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, не ограничиваясь при этом своим предметом.

2.Помимо всех утилитарных составляющих, не следует забывать и о духовных качествах, которым в современном образовании, в силу его гипертрофированной практикоориентированности, отводится второстепенная роль.

А.По мнению В.А. Сухомлинского, педагог сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успеха в воспитании детей. По его словам: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [4].

Проблема духовности в современной действительности стоит наиболее остро в связи с распространением релятивизма в морали и абсолютизацией материальных ценностей.

Кроме того, учитель должен быть особенно внимательным в своих суждениях и поступках в связи с распространением всевозможных гаджетов и соцсетей.

 

Список литературы:

1.Ломакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике [Электронный ресурс]/Ломакин Г.Н. – Тверь: ТГТУ, 2006 - . – Режим доступа: http://textb.net/116/99.html

Известия:

2.   Милославский, И. Новизна с последствиями [Электронный ресурс] / И. Милославский // Известия. – 2009. – 7 июня. − М.: Известия. RU, 2001- . − Режим доступа: http://izvestia.ru/news/349367, свободный. − Загл. с экрана

3.Ступин Р.С. Современная школа России и инновационные процессы в образовании//Научный сборник «Современная школа России. Вопросы модернизации», М., 2012, сентябрь. С.112-119

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]/Сухомлинский В.А. – Киев: Рад.шк., 1985 -. – Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»