ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ




*Кочетова Елена Викторовна, **Жуковская Ирина Анатольевна,

*ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», **ст.преподаватель ФГБОУ ВПО ««Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

В статье представлена часть исследования, описанная в концептуальной форме о включении в содержание процесса подготовки будущих педагогов теории маркетинга. Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении подхода к профессиональной подготовке педагогов в вузе, исходя из современных особенностей социума.

Ключевые слова: Ключевые слова: профессиональная подготовка,теория маркетинга,профессиональная маркетинговая деятельность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В изменившихся социально-экономических условиях приоритетной задачей высшей школы является подготовка специалистов, способных не только владеть профессиональными знаниями и умениями, но и определять себя в сложных, нестабильных условиях современного социума как профессионал. В новых условиях выпускник педвуза должен осознавать себя в выбранной профессии, подбирать варианты подходящих профессиональных ролей и находить способы и место их успешной реализации. Перечисленные профессиональные умения основываются на общекультурных компетенциях, включенных в современный перечень требований к результатам освоения основных программ будущих педагогов. Это предполагает глубокую системную перестройку процесса вузовской подготовки, и прежде всего пересмотр ее содержательной составляющей.

Анализ научных исследований выявил теорию, определившую философию и способы взаимодействия профессионала по отношению к социальной среде в период развития рыночных отношений, теорию маркетинга. Основы теории маркетинга определены в научных исследованиях зарубежных (Ф.Котлера, Ж.Ламбена, Дж.Бермана и др.) и отечественных (Л.В.Архиповой, Д.И.Баркана, Е.П.Голубкова, Д.И.Костюхина, Н.Д.Эриашвили и др.) учёных. В них обосновывается понятие маркетинговой деятельности [3, 698] как специфической профессиональной деятельности в условиях развития рыночного взаимодействия в социуме. Психологический аспект решения обозначенных проблем относится к взаимоотношениям человека и среды, который глубоко исследован в зарубежной психологии (теории интеракционизма, трансакций, теория поля, бихевиоризм и др.). Особенности маркетинговой деятельности изучаются различными областями прикладной психологии: социальной (А.Н.Сухов, А.А.Деркач, др.), психологии труда (К.К.Платонов), психологии управления (Н.С.Мансуров, А.Л.Свеницкий, А.И.Китов, В.Т.Шепель), психологии организации, экономической психологии и др. В исследованиях указанных авторов уделяется внимание внешней структуре рыночной деятельности, организации ее процесса, способам (тактикам и приёмам) её успешной реализации. При этом отмечаем, что не достаточно разработан психологический аспект развития маркетинговой деятельности при подготовке будущих профессионалов сферы образования.

Проблематика профессиональной подготовки будущих педагогов широко исследуется в психолого-педагогической науке (Ф.И.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластёнин, В.И.Слободчиков, Т.М.Сорокина и др.). Изучение и обобщение научного опыта позволяет переосмыслить проблему профессиональной подготовки будущих педагогов с позиций социально-экономического переустройства общественного взаимодействия.

 Возможность рассмотрения специфики профессионального поведения, деятельности в зависимости от внешних социальных условий мы видим в концепции культурно-исторического развития Л.С Выготского. Им определено, что культура развития социума «создаёт особые формы поведения» [1, 339]. Идея о том, что специфические психические функции не даны человеку от рождения, а лишь заданы, как общественные образцы, обосновывает необходимость организации их присвоения уже в процессе профессиональной подготовки. Решение этих задач даёт возможность будущему специалисту быть успешным в профессиональном определении после вуза.

Теория маркетинговой деятельности предъявляет интегративный подход к умениям современного специалиста. Это предполагает интеграцию профессиональных знаний, умений и информированность об особенностях развития социума как базу для развития определенных (маркетинговых) действий. При этом в психологической науке не достаточно разработан аспект развития элементов маркетинговой деятельности при подготовке будущих специалистов-педагогов.

Основываясь на теории и методологию деятельности (А.В.Брушлинский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, другие),а так же на концепции личностного развития в зарубежной и отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, И.В.Дубровина, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Юнг) и теории профессионального становления (Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Пряжников,Т.М.Сорокина и др.) был определён подход к рассмотрению и анализу маркетинговой деятельности.

 Данные разработки позволяют рассмотреть компоненты комплекса маркетинга в соотнесении со структурными элементами деятельности в регуляторной системе, на содержании формирующейся профессиональной деятельности студентов, будущих социальных педагогов (учителей начальных классов). Проведенный анализ маркетинговой деятельности на основе соотнесения ее компонентов и элементов становящейся профессиональной деятельности студентов, будущих педагогов позволил выделить элементы маркетинговой деятельности. Ими были определены следующие: профессиональная маркетинговая мотивация (ПММ), профессиональные маркетинговые действия (ПМДействия), профессиональная маркетинговая регуляция (ПМР). При этом в основу анализа был положен деятельностный подход и основу развития ПМД были определены ПМДействия.

Использование теории маркетинга в процессе вузовской подготовки будущих педагогов предполагает развития системы профессиональных маркетинговых действий, которые определяются как диагностико-управленческие [4, 168 ]. Данный подход позволяет определить степень освоения профессиональной маркетинговой деятельности.

 Интерес к использованию теории и практики маркетинга в системе подготовки современных специалистов, и недостаточная разработанность психологического аспекта его применения при подготовке будущих педагогов позволяет определить данную тему как актуальную.

 Разработанная психологическая структура маркетинговой деятельности позволяет определить уровни развития маркетинговых действий как основы формирования маркетинговой деятельности. Так же позволяет определить динамику развития процесса профессионального самоопределения будущих педагогов в процессе обучения в вузе и на этапе профессионального «старта» после вуза.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, 3 том, М., 1983 -339.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы //URL: http://www.rg.ru/2011/03/09 /obrazovanie-site-dok.html.

3. Котлер Ф. «Основы маркетинга». - М., 1996.-698 с.

4. Сорокина Т.М. «Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы». -Н.Новгород, 2002 - 168 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»