НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА СТРАНЫ




Куприна Анна Викторовна, Когут Сильвия Игоревна

Филиал Тюменского государственного университета в г. Сургуте, Россия

В данной статье описывается деятельность фармацевтической компании в г. Сургуте; существующие проблемы в фармацевтике, а также пути развития этой отрасли.

Ключевые слова: Ключевые слова: фармацевтический рынок,медикаменты,аптека,профессионализм,фармацевтическая компания,производитель,пациент,товар,качество товара,промышленность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Фармацевтический рынок – это совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании – производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров, а также сами пациенты [5]. Подобное деление участников фармацевтического рынка необходимо, прежде всего, для дифференциации их потребностей в отношении предлагаемых лекарственных средств.

Особенностью фармацевтического рынка можно назвать его двойственность: с одной стороны – это значимость свойств предлагаемого лекарственного средства, с другой – и профессионализм продавца, т.е. медицинского представителя фармацевтической компании.

Перейдём к рассмотрению конкретного субъекта фармрынка Сургута «Фармадом» – это региональная розничная аптечная сеть, активно развивающаяся с 2003 года, включающая в себя 5 аптек [1].

Основными видами деятельности является: розничная торговля лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами санитарии и гигиены, лечебной косметикой, БАДами, различными парафармацевтическими товарами; прием и изготовление препаратов по рецептам врачей; прием и изготовление заказов на оптику; мелкооптовый отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения ЛПУ, детским садам, школам и другим организациям по наличному и безналичному расчетам через банк или терминалы. Техническое оснащение аптек позволяет оперативно отслеживать всю информацию о забракованных и фальсифицированных сериях лекарственных препаратов, обнаруженных на территории РФ. Уделяя большое внимание качеству реализуемых медикаментов, тщательно подходят и к выбору поставщиков лекарственных средств. По этой причине предприятие работает только с производителями и проверенными дистрибьюторами, занимающими первые позиции в рейтинге поставщиков страны.

Большое внимание в компании уделяется карьерному и профессиональному росту специалистов, которые постоянно проходят обучающие тренинги и тестирования, позволяющие проверять уровень подготовки и компетентность персонала, знакомить с новинками фармацевтического рынка, новыми подходами и инновациями, корректировать недостатки в работе. Специалисты также проходят обучение непосредственно у самих производителей лекарственных средств и получают всю необходимую информацию о новых прогрессивных препаратах.

Сеть развивается: открываются новые аптеки, структурные подразделения, появляются интересные вакансии, поэтому достойные и подающие надежды специалисты в не зависимости от возраста, имеют равные возможности для карьерного роста в данной компании.

«Фармадом» является участником программы «Гарантия качества». Динамика продаж аптек «Фармадом» за последние 4 года представлена ниже.

 

Таблица 1

Динамика продаж аптек «Фармадом» [1]

год Объем продаж, руб. Относит. показ., % Абсолют. показ., руб.
2009 5 600 000 - -
2010 6 160 000 1,1 560 000
2011 6 750 000 1,1 590 000
2012 7 400 000 1,1 650 000

 

Как мы видим, относительный показатель динамики примерно везде одинаков. Если же сравнивать 2012 и 2009 года, то прирост составил 1,3%. Повышение доходности является показателем того, что несмотря на высокую конкуренцию на фармацевтическом рынке сеть аптек «Фармадом» является востребованной. Для рассматриваемой сети аптек характерны те же проблемы, что и для аналогичных российских фармацевтических хозяйствующих субъектов

Существуют следующие проблемы в фармацевтической деятельности.

1. В отличие от других товаров и услуг оказание медикаментозной помощи гораздо больше требует личных контактов врача и фармацевта, с одной стороны, и потребителя - с другой. Предоставление этой помощи характеризуется высокой степенью индивидуальности и нестандартности врачебно-фармацевтического подхода к потребителю. Типичное же для рынка посредничество в такой ситуации зачастую негативно влияет на лечебный процесс.

2. Рынок не способен с помощью ценового механизма оценить внешний конечный эффект деятельности людей, включая отдаленные социальные последствия принимаемых решений [2]. Внешний конечный эффект заключается в обеспечении социально-экономической безопасности, поддержании экономического равновесия, сохранении эстетических ценностей, улучшении физического здоровья, сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, росте творческого потенциала личности, уровня ее гражданственности и нравственной культуры и т. д. Эти виды внешнего эффекта не поддаются непосредственному денежному выражению.

3. Потребность в лекарственных средствах является одной из самых насущных проблем, поскольку она непосредственно связана с самым ценным, что имеет человек - его жизнью. Охрана и укрепление здоровья представляют собой витальную потребность.

4. Сегодня на российском фармацевтическом рынке доля импортных лекарственных средств составляет около 80% [4]. Это одна из главных проблем отечественной фармацевтической отрасли, угрожающая национальной безопасности страны. За счет высокой конкуренции на рынке происходит снижение объемов отечественного производства, что негативно влияет на развитие фармацевтической отрасли. К тому же эта ситуация существенно уменьшает налоговые поступления в российский бюджет. Наиболее остро данную проблему чувствуют на себе потребители, которым приходится приобретать лекарства по высоким ценам, ведь стоимость некоторых импортных препаратов превышает стоимость отечественных аналогов в 60 раз.

Таблица 2

Аналоги лекарственных средств [5]

Лекарства иностранного производства Лекарства отечественного производства
Зовиракс (240 руб.) Ацикловир (40 руб.)
Иммунал (200 руб.) Эхинацеи экстракт (50 руб.)
Зиртек (220 руб.) Цетиринакс (80 руб.)
Имодиум (300 руб.) Лоперамид (20 руб.)
Йодомарин (220 руб.) Калия йодит (100 руб.)
Кларитин (180 руб.) Лорагексал (60 руб.)

 

На данном этапе, России необходимо сократить долю иностранных лекарств и увеличить долю отечественных. Из представленной таблицы 2 можно увидеть пример, того как по более низким ценам можно приобретать аналогичные лекарственные средства, но уже российского производства.

Перспективами же развития фармрынка можно назвать: 1)увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил РФ лекарственными средствами отечественного производства; 2) повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями; 3) стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок; 4) защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей;

5. осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли; 6)совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств и обеспечение надлежащего контроля за их качеством.

 

Список литературы:

1.         Компания «Фармадом». Электронный ресурс. Режим доступа: www. pharmadom.ru

2.        Романова С. // Фармацевтическая промышленность, 2010, № 3. - С. 57-62.

3.        Трофимова Е. О. //Методология аналитических исследований фармацевтического рынка, 2007, №2.- С. 49

4.        Управление экономическими системами, электронный научный журнал. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.uecs.ru/marketing/item/ 2193-2013-06-15-05-56-23.

5.        Фармацевтический рынок. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.expertsm.com/ru/markets/2011-06-06-10-55-16.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»