О НЕКОТОРЫХ ПРИЕМАХ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ




Крылова Александра Владимировна *,Максимчук Нина Алексеевна**.

cтудентка*, доктор филологических наук, профессор.** Смоленский государственный университет.

представленная статья посвящена одному из аспектов проблемы описания языковых средств, используемых в педагогическом дискурсе с целью речевого воздействия на учащихся в учебном процессе. На основе реального речевого материала, полученного методом наблюдения и анкетирования в общеобразовательных школах, анализируются особенности языковых средств, с помощью которых учитель решает некоторые коммуникативные задачи, и делаются обоснованные выводы.

Ключевые слова: Ключевые слова: речевое воздействие,педагогический дискурс,средства и приемы РВ.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В процессе школьного обучения перед учеником стоит задача усвоения значительного объёма общеобязательного научного знания [3, с.179]. Основным инструментом, помогающим учителю совершенствовать этот процесс, а также управлять им, является речевое воздействие (РВ). В статье мы постараемся рассмотреть некоторые приемы и средства РВ, применяемые учителями при решении задач воспитания и обучения. Это определяет актуальность работы.

Для сбора языкового материала мы посетили уроки и провели анкетирование в общеобразовательных школах города Смоленска и области. В основу анализа полученного материала была положена классификация приёмов РВ, предложенная Г.А. Копниной [2, с.65-97]. Мы постарались выяснить, в решении каких коммуникативных задач (КЗ) участвуют выделенные приемы речевого воздействия. Рассмотрим некоторые из них.

КЗ1. Непрямое указание на ошибку, чтобы ученик сам нашел ее и исправил

В процессе учебной деятельности ученики часто допускают ошибки. Основной задачей учителя является не исправление этой ошибки, а такое указание на нее, в результате которого ученик полностью осознает ошибку и исправит ее самостоятельно. Именно такой способ исправления, по нашему мнению, является наиболее эффективным. Для его реализации педагог использует в своей речи различные приемы речевого воздействия.

Самым распространенным приемом является использование риторических вопросов: «куда?», «зачем?», «что ты делаешь?» и др. Педагог задает вопрос, который не предполагает ответа ученика, но указывает ему на ошибку, эти вопросы сопровождаются повышением тона [1, с.83-84]. Данные вопросы замедляют деятельность ученика, первое время он не знает, как реагировать на вопросы учителя, и не сразу начинает поиск ошибки.

Наиболее действенными являются приемы использования бытовой лексики для указания на ошибку: «Пушкин подкинул Гоголю идею. – Ой, какой ужас. Такое ощущение, что Гоголь у нас на Юбилейке родился». Ученику непривычно слышать из уст учителя данную лексику, в связи с этим он понимает, что допустил ошибку и стремится ее исправить. При этом в классе поддерживается положительная атмосфера.

Сходные результаты дает использование приема эвфемизации – нежелание назвать вещи своими именами или же попытка скрыть реальность: «Ну ты совсем намудрил». Педагог не напрямую говорит об ошибке, а указывает на то, что ученик пошел по неверному пути в решении задачи.

Следующие приемы, которые мы рассмотрим, являются часто употребляемыми и достаточно эффективными, но имеют отрицательную коннотацию. К таким приемам относится, в частнолсти, использование отрицательной мотивации: «Я сейчас тебе 2 поставлю». Ученик начинает выполнять задание и старается исправить ошибки, так как он не хочет получить неудовлетворительную оценку.

Еще одним примером является использование универсальных высказываний: «Я учил. – Я последняя буква в алфавите. Вам это еще в начальных классах объясняли». Учитель говорит о том, что он не хочет слушать оправдания и материал должен быть усвоен при любых условиях.

Приемы последней группы характеризуются неоднозначно: с одной стороны, они способствуют выполнению коммуникативной задачи, на которую направлены, но с другой – разрушают благоприятною атмосферу на уроке, подрывают у учеников веру в свои силы и заметно снижают желание отвечать на поставленные вопросы.

КЗ2. Замечание учителя на попытку ученика использовать дополнительный материал или помощь соседа при написании самостоятельной работы

В процессе периодических проверок знаний учителю необходимо выявить степень овладения умениями и навыками каждого ученика, но, так как многие из них желают использовать вспомогательные средства с целью получения высокой оценки, учителю приходится использовать приемы речевого воздействия для предотвращения таких попыток.

Педагог использует ироническое перенесение ответственности за списывание с ученика на какие-либо предметы, явления или другого ученика: «Артем, книжка мешает тебе?», «Романов, тебе чего-то в жизни не хватает?», «Миш, ты с вариантом не определился?». Ученик перестает списывать, на уроке сохраняется положительная атмосфера, остальных учеников данные высказывания не отвлекают от полученного задания, все продолжают работу.

Применение риторических вопросов или восклицаний нередко сопровождается иронией «Что там проверяет Никита у Оли?», «Придется тебе жениться на Светке!». Результат достигается такой же, как и в предыдущем случае.

Указание педагога на то, что ученик сам может справиться с полученным заданием и ему не стоит пользоваться помощью соседей: «Самостоятельно, первое элементарно». Ученик перестает бездумно списывать и пытается сам получить верный ответ.

Посредствам данных фраз учитель может контролировать как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности, при этом у педагога складывается целостное и адекватное представление об успеваемости школьников.

КЗ3. Побуждение к действию, которое может помочь в обучающем процессе.

На уроках ученики нередко заняты делами, совершенно не относящимися к их учебной деятельности, педагог всячески старается направить учеников в нужное русло и для этого используются различные приемы речевого воздействия. Рассмотрим их.

Использование риторического вопроса: «Стесняюсь спросить, это у тебя тетрадь?» замечаниепо поводу вида тетради. «А чего вас сегодня так много?» замечание по поводу того, что на уроке много человек отсутствует. «- Елена Викторовна, через сколько звонок?- Тебе что? Самолет улетает?» учитель говорит о том, что ученик на уроке не должен задавать посторонних вопросов. «Медленнее идти можешь?», «Выспался?» учитель выражает свое недовольство ученику по поводу его опоздания, для того, чтобы этого больше не повторилось. «Боитесь, что съем?» учитель в иносказательной форме и с помощью риторического вопроса выказывает свое желание, чтобы ученики занимали первые парты, а не садились назад.

С помощьюугрозы поставить неудовлетворительную оценкуучитель хочет призвать учеников к дисциплине и ответственности: « – Я тетрадь не сдал. – Ну, я рада за тебя, значит два».

Использование риторического восклицания, выражающего возмущение и побуждающего учеников к действию: «Сереж, проснись!» замечание направлено на то, чтобы ученик сел правильно. «Все должно быть на парте!» педагог делает замечание о том, что у учеников нет дневников на их рабочих местах, ученики, услышав данное выражение, достают дневники из сумок и кладут на парты.

С помощью приемов речевого воздействия учитель с легкостью добивается того, чтобы ученики отвлеклись от занятий, не относящихся к учебному процессу. Поэтому употребление данных приемов в речи учителя полностью оправдано.

 

Таким образом, изучение приемов и средств речевого воздействия имеет важное значение и большую практическую направленность. Большинство приемов, используемых для решения коммуникативных задач (вызов ученика к доске, непрямое указание на ошибку, замечание на списывание, восстановление дисциплины и многие другие), положительно влияют на педагогический процесс, они помогают поддерживать рабочую обстановку, привносят разнообразие в общение учителя и ученика в рамках урока. Немалое практическое значение заключается и в выявлении приемов отрицательного использования речевого воздействия. Такие приемы, нарушающие педагогическую этику, подрывают авторитет учителя.

Использование результатов исследований приёмов речевого воздействия в педагогическом дискурсе будет полезно при подготовке студентов педагогических специальностей.

 

Список литературы:

  1. Иссерс О. С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связь с общественность» – М.: Флинта: Наука, 2011. – 224с.
  2. Копнина Г. А. Речевое манипулирование: учебное пособие. – М.: Наука: Флинта, 2007. – 176 с.
  3. Максимчук Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 : Москва, 2002 – 413 c.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»