Применение компьютерных технологий для качественной подготовки специалистов




Скударнова Елена Анатольевна

преподаватель,
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Беловский многопрофильный техникум», г. Белово


Аннотация: Статья посвящена влиянию компьютерных технологий на процесс обучения студентов и формировании модели молодого специалиста.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерное обучение, информационные системы, системный анализ бизнес-процессов.




Библиографическое описание: 


Обоснование актуальности проекта. Тема данного проекта была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт – и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного – двух языков программирования и основ информатики. Это, в первую очередь, средство для увеличения производительности труда преподавателей и студентов, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Таким, образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком смысле слова – применение компьютера только как средства обучения и в широком смысле слова – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Целью их применения является условие интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идёт цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.

При компьютерном обучении появляется возможность существенно увеличить количество и виды знаний, которые можно решать во время практических и лабораторных занятий, обеспечить групповое взаимодействие между обучающимися и преподавателями, качественно повысить уровень подготовки подрастающего поколения к жизни в информатизированном обществе, где доминирующее место в деятельности людей, в том числе учебной, занимают процессы, связанные со сбором, хранением, систематизацией и обработкой информации с использованием современных компьютерных технологий и средств.

В настоящее время выделяется три области применения информационных технологий в сфере образования: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет. За последнее время число компьютеров в образовательных учреждениях значительно увеличилось. К сожалению, занятия с применением информационных компьютерных технологий ещё не стали обычным и массовым явлением.

Как показывает педагогическая практика, любое новшество в процессе обучения приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебного процесса. Нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная педагогическая технология – совокупность методов, средств и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. При этом выделяют три группы проблем: теоретико-методологические проблемы; проблемы, связанные с разработкой технологии обучения; проблемы, связанные с проектированием обучающих программ.

Недостаток научно обоснованного и методически грамотного дидактического программного обеспечения для ЭВМ, а также методик применения компьютерных технологий в обучении приводит к тому, что компьютеры применяются в учебно – воспитательном процессе не рационально, не по назначению, служат для игр, используются как дорогая пишущая машинка или вообще не используются и морально стареют. Такое отношение к ЭВМ приводит к нерациональному использованию материальных средств и полному отсутствию их отдачи в виде повышения качества обучения.

Противоречия. Таким образом, существует противоречие между необходимостью применения преимуществ компьютерных технологий в подготовке грамотных специалистов и отсутствием педагогически и методически обоснованного программного обеспечения, методик использования компьютерных технологий в учебном процессе.

В свете такой постановке вопроса сформулирована проблема моего проекта: применение компьютерных технологий как средства интенсификации процесса обучения. Решение этой проблемы составляет основное направление в моей педагогической работе и в реализации проекта «Инновационные подходы в подготовке рабочих кадров и специалистов для экономики Кузбасса»

Основными целями в решении поставленной проблемы являются:

- создание условий для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе компьютерных технологий

- доведение освоенных технологий до конечного пользователя – создание единой телекоммуникационной структуры с обеспечением информационной технической поддержки управления, образовательной, научной деятельности.

Основными задачами являются:

- обеспечение максимально широкого доступа участников образовательного процесса к информационно – образовательным и развивающим ресурсам

- совершенствование единой телекоммуникационной инфраструктуры и программно – аппаратной базы

- создание системы информатизации образовательного процесса с применением программно – методических средств обучения

Для решения выше изложенных задач считаю, возникает необходимость в поэтапном изучении информационных компьютерных технологий.

На примере дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» хочу рассмотреть проект более успешного освоения знаний в области информационных технологий.

В состав проекта входят следующие этапы:

1. Введение в информационные системы

2. Типовые средства автоматизированных информационных систем

3. Системы хранения информации

4. Общая классификация архитектур информационных приложений

5. Системный анализ бизнес процессов

6. Защита информации в информационных сетях

7. Информационно правовые и системы в профессиональной деятельности

 

Содержание проекта. В ходе рассмотрения проекта студент получает представление об информационных системах и их структуре, об обработке сообщений и информации, об основных информационных процессах. Знакомится с принципами ввода и обработки информации, познаёт основные концепции создания информационных систем и их классификацию, изучает процессы: передачи, хранения, обработки и поиска информации в профессиональное сфере. Рассматривает структуру автоматизированных информационных систем, выделяет основные характеристики функциональных и обеспечивающих подсистем. Выделяет основные цели моделирования бизнес процессов. Создаёт свои модели структурного анализа бизнес процессов.

Например, при составлении структурного анализа бизнес-процессов, рассмотрев диаграммы потоков данных в нотации Гейна-Сарсона «Оформление и выдача трудовой книжки сотрудника при увольнении» студентам предлагается рассмотреть диаграммы данных в сравнении с нотацией Йордана-Де Марко:

 

 

Рис. 1. Схема бизнес-процесса «Оформление и выдачи трудовой книжки

сотруднику при увольнении» в нотации Йордана-Де Марко.

 

Для реализации проекта от преподавателя требуется:

- умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи мые темы проекта;

- умение организовать исследовательскую самостоятельную работу студентов;

- переориентация всей учебно-воспитательной работы студентов по сво ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея тельности студентов, на приоритет индивидуальных, парных, группо вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско вого, творческого плана;

- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

- владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте ром).

От студента требуется:

- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

- владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

- владение коммуникативными навыками;

- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со держащихся в проекте;

- умение войти в сеть;

- умение составить и отправить по сети письмо;

- умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;

- структурировать полученные письма в специальной директории;

- ходить в электронные конференции, размещать там собственную ин формацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конфе ренциях информацию;

- входить в Интернет и пользоваться ее услугами.

Ожидаемые результаты. Реализация данного проекта на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он пре вращается в организатора познавательной деятельности своих студентов. Из меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и рабо ту студента на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучаемого, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Предлагаемый проект помогает сформировать у студента так называемый проекти ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Для использования проекта в учебном процессе необ ходимо, чтобы в образовательном учреждении имелся компьютерный класс, оснащенный современ ными компьютерами, которые подключены не только в городскую, регио нальную сеть (если она существует), но и к глобальной сети Internet.

 

Список литературы:

1. Электронные лектории//Педагогика. – 2002. -№8. С. 39 -43.

2. Границы возможностей компьютера в обучении //Образование. – 2002. – №4. – С. 85 – 91.

3. А.И. Гусева. Учимся информатике: задачи и методы их решения. - М.: «Диалог -МИФИ», 2001

4. Ю. Шафрин. Основы компьютерной технологии». - М.: «АБФ», 1998.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»