РОМАНЫ ОЛЕГА САГАН-ООЛА: ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НОВАТОРСТВО




Комбу Сайлыкмаа Салчаковна

канд. филол. наук., Государственный лицей Республики Тыва, г. Кызыл.

В статье рассматривается жизнь и творчество классика тувинской литературы Олега Карламовича Саган-оола, анализируются его романы.

Ключевые слова: Ключевые слова: 100,лет,классик,тувинская литература,первопроходец,современность,тема,романистика,художественность,открытия.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


1. В этом, 2013 году, исполнилось бы 100 лет известному писателю, классику тувинской литературы Олегу Карламовичу Саган-оолу, прозаику, драматургу, переводчику.

Олег Саган-оол жил и творил в 40-70-е годы прошлого столетия, в «золотом веке» тувинской литературы. Именно в это время развивалась и возмужалась тувинская литература: писателями, поэтами были освоены и затем развиты разные литературные жанры, формы, формировалась интеллигенция, появился рабочий класс из среды аратов-кочевников, написан первый роман тувинской литературы, после чего этот жанр в дальнейшем высоко поднят другими писателями, систематизированы книгопечатания... Одним словом, позитивные тенденции в развитии и тувинской литературы, и нашей республики начаты были именно в эти годы.

Олег Карламович оставил нам в наследство и стихи, и рассказы, и повести, и романы, и пьесы, и киносценарии. О нем написано много. Он был первопроходцем и в освоении новых тем, жанров тувинской литературы, и в переводческой деятельности, и в кинодраматургии. «Зачинатель новых дорог» назвал его критик А.К. Калзан. «Писатель сердечной нежности» отозвался о нем Народный писатель Тувы М.Б. Кенин-Лопсан. «Первопроходец новых тем» определила его литературовед М.П. Татаринцева. Таким образом, если Гомер воспитал Элладу, а О.К. Саган-оол является Гомером в тувинской литературе.

О.К. Саган-оол родился 1 января 1913 года в м. Шеми Даа-хошуна Танну-Тувы. Окончил рабфак в Улан-Удэ (1935), после чего его направили на учебу в Иркутский педагогический институт (1935-1937). Там он проучился недолго, из-за нехватки кадров в молодой республике он вынужден был работать. Свою трудовую деятельность он начал учителем в Учебном комбинате Кызыла. В разные годы он руководил радиокомитетом Тувы в годы Великой Отечественной войны, был прокурором Тувинской Автономной Области, с 1946 по 1971 гг. бессменно руководил Правлением Союза писателей Тувы. Когда создавался Союз писателей Тувинской Народной Республики, он в числе первых был членом с 1942 г., а с 1945 года член Союза писателей СССР. То, что он стал членом Правления Союза писателей СССР, говорит о его заслугах и авторитете.

Больше 30 лет он самоотверженно служил литературе и культуре своего края. И он был требователен во всех вопросах, касающихся тувинской литературе и культуре. Обучал многих талантливых, давал мудрейшие советы начинающим, поддержал тех, кому нужна была помощь и житейски, и творчески. Каждый писатель прежде всего он и гражданин, и патриот. Жизнь, пройденная Олегом Карламовичем, тому достойное подтверждение.

Творческая деятельность Олега Саган-оола – целое явление в тувинской культуре и классически неповторимо. Его изучают в школах, в вузах республики. Он свою литературную деятельность начал с лирических стихотворений. Первое его стихотворение «Наша родина» было напечатано в 1938 году. Наибольших успехов добился в жанрах прозы и драматургии. Автор книг прозы: «Парень с сумона» (1951), «Произведения» (1958), «Человек из Баян-Тала» (1963), «Счастливая звезда» (1965), «Неудержимые» (1967), «Родные люди» (1970), «Две повести» (1977). Собрание сочинений в двух томах вышло в 1975 г. За свой труд он был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знак почета (1971), медалями «За трудовую доблесть». Олег Карламович Саган-оол удостоен высокой чести войти в число лиц, названных в книге «Заслуженные люди Тувы XX века».

Велика роль О.К. Саган-оола в развитии тувинской драматургии. В 1944 г. появилась его одноактная сатирическая пьеса «Не состоявшийся пир», где высмеиваются пороки людей. Пьеса «Стремление» (1950) раскрывает характерные особенности перемен в социальной психологии людей. Труженикам сельского хозяйства, некоторым историческим событиям посвящены пьесы «В одном сельсовете» (1954), «Спою тебе» (1957), «Найду всюду» (1957), «Пробуждение» (1957), «Настало время» (1968). Все они – своеобразное драматургическое исследование современного состояния общества и жизни в целом. Олег Карламович берет в качестве материала для анализа возникновение, развитие и закономерный итог одного события или дела. В них писатель получил отражение процесс социальных изменений в характере, психологии тувинца советской эпохи.

О. Саган-оол первым из тувинских писателей обратился к кинодраматургии. Он автор первого художественного фильма «Люди голубых рек» и «Тыва на перекрестке времен», соавтор фильма «К солнцу двадцать шагов».

Как тонкий знаток народной жизни, он изучал и собирал фольклор, в соавторстве составил сборник «Пословицы и поговорки тувинского народа» (1966), «Мудрость народа» (1976). Также он является автором учебника родной литературы для 6 класса общеобразовательной школы.

Значительное место в его творчестве занимают художественные переводы. Им переведены на тувинский язык «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» (1 том), «Слово о Родине» М. Шолохова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, пьеса А. Львовой «За родину», произведения многих украинских писателей.

 

2. Для прозаических произведений О. Саган-оола характерны эпическая широта, анализ психологии героев. Он – автор первых рассказов тувинской литературы, в которых описывается дореволюционная жизнь Тувы. В рассказах «Встреча» (1941), «Скотовод – арат Сандый» (1942), «Дружба» (1946), «Парень из сумона» (1948), «Аржаан» (1956) О. Саган-оол освещает проблемы социалистических преобразований в крае. Его рассказы показывают склад души тувинца и особенности мироощущения, освещают психологию тувинца изнутри. В них писатель мастерски раскрывает характеры людей тех времен, обусловленные социальными отношениями в новом обществе.

В документальных повестях «Человек из Баян-Тала» (1963), «Счастливая звезда» (1965) показана героика труда сельчан. Особняком стоит романы Олега Саган-оола. В романах «Неудержимые» (1967), «Родные люди» (1970) запечатлены ключевые этапы жизни народа.

Жанр романа в творчестве О. Саган-оола – свидетельство зрелости таланта писателя и углубления его концепции жизни. Писатель преодолел романный жанр не сразу, он сперва учился у классиков, в частности переводческая деятельность таких крупных произведений, как «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» (1 том), «Слово о Родине» М. Шолохова ему стала уроком. Эти переводы привели его к написанию романа. О роли переводческой деятельности писал М.М. Бахтин: «Можно прямо сказать, что европейская романная проза рождается и вырабатывается в процессе свободных переводов чужих произведений» (Бахтин, 2000: 205). Эти слова теоретика литературы имеет прямое отношение к переводческой деятельности писателя О.К. Саган-оола.

В романах талант прозаика Олега Саган-оола окреп, обрел высокую степень художественной зрелости. Он в своих романах мастерски изобразил целую картину национальной жизни, умел уловить главнейшие узлы в изображении народного характера и истории народа в этот промежуток времени. Он обогатил тувинскую романистику рядом художественных открытий: создал романы с современными темами тогдашнего времени, темами, не открытыми другими. «Два романа, созданные в последние годы жизни писателя, - новое обращение в малоосвоенным тувинской литературой пластам жизни, сельской и городской» - пишет литературовед М. Татаринцева (Тувинская правда, 1983). О новаторстве его романов писал в свое время критик А. Калзан: «Его первый роман появился в свет в 1967 году, впервые в Туве полнее использована в нем характерная для монументального эпоса многолинейная композиционная структура… Саган-оол впервые ввел в тувинскую романистику современную тематику. Его герои – колхозные труженики» (Тувинская правда, 1983).

Начавшееся в конце 1960-х годов интенсивное развитие промышленности, индустриализации страны, обусловившие изменения во всех сферах жизни общества, стали реальной основой и для развития тувинского романа. Жизнь требует от писателя осмысления тех социальных последствий, которые несет с собой научно-техническая революция. Существенной частью процесса формирования жанра романа в тувинской литературе, реалистической по своей сути, было становление современной темы, темы преобразования сельского хозяйства. Эта тема нашла свое освещение в романе «Неудержимые» (1967) О. Саган-оола. Историки литературы определили главную мысль этого произведения: «Новое в романе «Неудержимые» является то, что он поднимает спорный вопрос о развитии овцеводства на научной основе» ((Очерки истории тувинской советской литературы, 1975: 185).. Роман переведен М. Хадаханэ на русский язык и выпущен в 1972 году в Тувкнигиздательстве.

О. Саган-оол, как опытный прозаик, в своем романе «Неудержимые» сразу же вводит читателя в суть изложения. «Неудержимые» - широкое произведение, в нем главные и второстепенные сюжетные линии крепко спаяны, судьба всех героев и их сложные отношения показаны художественно» отмечают критики (Очерки истории тувинской советской литературы, 1975: 185). Действие в нем развивается быстро, динамично, с большим накалом страстей. «О Саган-оол в «Неудержимых» очень серьезно отметил движение мысли после XX съезда партии. Изображая председателя колхоза Боражика, он хорошо описывает, как в его сознании назревало это новое время, насыщенное конструктивно-деловой работой» - говорил критик Бровман Г. при обсуждении тувинской литературы в СП РСФСР в 1974 году (Улуг-Хем, 1975: 209). Этим романом автор откликался на волнующие его социально-философские проблемы. Роман насыщен идеологическими спорами, размышлениями, диалогами, внутренними монологами, сопровождающими сюжетное действие.

Главный герой Боражик – председатель колхоза – символизирует деловитость, разумность, рассудительность представителя первой тувинской интеллигенции. «Боражик – талантливый организатор, очень умный и энергичный человек. Он всегда добивается своей цели» - пишет автор о своем герое в романе. Писатель, пристально вглядываясь в суть жизненных явлений, не обходя острых противоречий, подмечает реальные черты характера труженика сельского хозяйства, руководителя. Образ Боражика показан в движении его незаурядного характера, в тесном единении с народом. В создании образа руководителя писатель удачно избегал стереотипа исключительности. Перед нами простой, задушевный, умный и проницательный, трудолюбивый и вместе с тем принципиальный, смело отстаивающий свою точку зрения человек, руководитель и знающий свое дело, свой народ специалист сельского хозяйства. Прежде всего этими присущими качествами он подкупает своего читателя.

В этом романе первые из коренного населения специалисты сельского хозяйства изображается идейными людьми и страстными новаторами, любящие свою работу. В конкретных делах выявляется отношение Боражика с людьми, со специалистами, с партийными руководителями района. Он всегда на работе, он отдает теплоту своего сердца людям, делу. Писатель с любовью пишет образ Боражика, главного героя романа. И читателем он предстает как благородный и внутренне богатый, красивый, приятный человек: «Смуглолицый Боражик… заметно изменился, появилась седина на висках, но он был подчеркнуто аккуратен и даже моден в одежде, явно не хочет поддаваться возрасту». «Хеймер-оолу понравился председатель. Видно, что он неунывающий человек, твердой воли. На него можно положиться. Есть еще в нем сила молодецкая, – подумал Хеймер-оол. – С таким можно работать…». «Люди, вышедшие из глубин народных масс, всегда привлекают своим размахом и удалью. Они прекрасные практики, хорошие организаторы и деловые люди. Таким был в основе своей Боражик». «Был подтянут, аккуратен, вся сбруя его коня была украшена серебром и красиво звенела при езде… Боражик и правда был приятный человек и интересный собеседник». «Боражику была под силу любая работа. Чем труднее, тем больше у него прибавлялось силы и энергии. Трудности встречались часто, каждый день, но он не унывал. Умело выходил из любого положения. Глядишь: идет и улыбается задорно, как ни в чем не бывало».

Писатель в лице Боражика показывает настоящего руководителя. Такие черты характера, как организаторские способности, неисчерпаемый оптимизм, влюбленность в свое дело, неудержимое стремление к цели писатель отразил в образе Боражика. С большими трудностями сталкивается герой романа, сложные вопросы ставит перед ним жизнь. Он и его специалист-зоотехник против разведения каракулевых овец в условиях Сибири, где морозы зимой достигаются до 40-50 градусов. Сколько ни указывали сверху, они трезво и по-хозяйски решают эту проблему. И решают их не с оглядкой на старое, а смело, принципиально. Боражик – человек умный, мыслящий, привлекает нас не только тем, что он полностью отдает себе людям, колхозному делу, но и своей самобытной личностью. Натура у Боражика беспокойная. Он не надуманный идеальный герой, в нем есть и слабости, присущие человеку. Таковы его отношения с женой, ибо по его мнению жена должна сидеть дома. Весь он поглощен работой, колхозом. И мало внимания уделяет ей, а молодой женщине это не по душе. Он говорит своей жене, что «некогда с тобой нежничать. Колхоз – моя главная забота, а остальное – мелочи. Некогда думать о теплой постели и разных нежностях». Боражик слишком предан своему делу. На этой почве у него возникает разногласие с женой, непонимание их друг друга. В анализе внутреннего мира главного героя автор добился полноты изображения характера героя.

Вызывает неподдельное восхищение и образ молодого специалиста Хеймер-оола. Его энергия, трудолюбие, огромная любовь к сельской жизни, знания переданы автором с достоверностью. Роман начинается с приездом квалифицированного специалиста Хеймер-оола в родное село, в свой колхоз. Знающее свое дело, именно в работе он находил источник неизменной душевной бодрости, неистребимой жизнерадостности. В этом он походит на Боражика, председателя колхоза. Оба они – люди дела, только дела. «Маленький домик был полон счастья» характеризует автор жизнь своего героя. В испытаниях на работе и в жизни Хеймер-оол закаляется и мужает. Хотя в романе не было ни одного слова, читатели чувствуют, что он наследует энергичность, обостренное чувство ответственности за свое дело у Боражика, председателя колхоза. Хеймер-оол обладает и такими чертами, как знание своего дела, сильное рациональное мышление, желание приносить огромную пользу своему делу, народу.

Герои в романе люди разного склада характера. Образ Агар-оола типичный в литературе – образ карьериста, человека, думающего о выгодах только для себя. Он был зоотехником этого же колхоза. Потом повысился до заведующего сельскохозяйственным отделом райисполкома. «Агар-оол интересен, напорист, разговорчив. Вот только хвастлив немного, перебивает человека, но не из последних удальцов» – так характеризует его сам автор устами Хеймер-оола.

Образная структура романа строилась на столкновении героев, в чем проявляется характер каждого. Писатель в своих композиционных приемах не сползает к декларативности и схеме, а с большим художественным тактом выписывает каждый персонаж, стремясь представить его как живую индивидуальную личность.

Роман «Неудержимые» О. Саган-оола отражает новый уровень идеологии и эстетики современной ступени развития общества. В романе даны образы активных людей, реализующихся как герои в идеологических спорах. Как никто, они наделены знанием своего дела, глубоко понимают взгляды своих современников. Очень важные суждения вложены автором в уста зоотехника и председателя колхоза. Они говорили, что увлечение каракулем не дает положительных результатов. Эта порода не годится в местных условиях. Хеймер-оол предложил перспективы в овцеводстве и внедрить новые методы обогащения местной мясо-шерстной породы. Кроме того они убеждены правильности своих действий, поступков по отношению к работе. Герои романа раскрываются в сфере деятельности. В этих сложных ситуациях выверяется идейный, нравственный облик, истинная ценность этих людей.

Что прекрасны были не только дела преданных колхозному делу людей, но прекрасны они сами – люди неизмеримо богатые своей неиссякаемой любовью к жизни. «У того, кто любит жизнь, – плечи высокие, грудь широкая» пишет сам автор в романе. Вся образная система романа «Неудержимые» О. Саган-оола утверждает веру в человека, его разум, его душевную щедрость.

Они, главные герои, умелые руководители, умеют привлечь людей к труду. В самом названии произведении удачно выражен характер героев – неудержимых и в труде, и в любви, и в жизни. «Я горжусь своими делами, новой жизнью… В наших руках будущее. Мы умеем работать весело. Уж такие мы неудержимые люди…» говорит сам Боражик. Создавая характеры глубоко национальные, писатель О. Саган-оол одновременно отразил в них типические черты людей всей нашей родины, независимо от того, кто и где родился и на каком языке разговаривает.

Успех писателя в романе в удачном гармоническом совмещении им двух начал: эмоционально-повествовательного и социально-философского. Автор добился единства идейно-художественного анализа чувств и действий своих героев. Роман «Неудержимые» интересен прежде всего размышлениями о современном человеке, своим трудом преобразующем мир.

В финале романа «он как ни старался, был обвинен. Победили сторонники каракуля». Победили в спорах представитель опытной станции Абрамов, заведующий сельскохозяйственным отделом райисполкома Агар-оол. А ведь каракуль в условиях климата этих мест не дает хороших результатов. Сколько ни старались, молодняк рождался слабым, и это приведет к падеж скота. Автор пишет об этом в нескольких словах: «В одном углу сидела Хураганмай с недавно родившимся ягненком на руках. Он был слабый и вялый».

В эпилоге автор показывает Боражика и его коллег победителями. «Как его ни старались втоптать в грязь, он (Боражик) выпрямился, как дерево под лучами весеннего солнца. И вновь уверенно шагал по земле широким размашистым шагом. Только седины прибавилось на голове, но и она украшала и его. Боражик жил верой и победил. Он любил людей и они отвечали ему тем же…».

Кажется, что подводится нравственный итог – идею высокого служения благородной цели, нравственным идеалам общественного прогресса. В финале романа сцену всадников Боражика и Хеймер-оола на высокой возвышенности около села, где они живут и трудятся, автор символизирует тем, что их дела живы и непобедимы. «Всадники дернули удила и устремились вперед».

Следующий роман О.К. Саган-оола «Родные люди» вышел в 1970 году. В 1972 году в переводе М. Хадаханэ вышел на русском языке в Тувкнигиздательстве., а в 1976 году - в переводе Р. Тотрова в издательстве «Современник». В нем освещается современная ему жизнь.

Писателя интересует не старое, а новое в жизни, в людях. В настоящем он пытается увидеть будущее, видит жизнь в движении, развитии. В своем романе Олег Саган-оол большое внимание уделяет развитию характеров. Для него важна была прежде всего личность реальная, со всеми свойственными ей положительными и отрицательными эмоциями, характерами и страстями. Таким являлся главный герой Оргежик, который из глуши приехал работать в городе. Он строит молодой город. Для тувинца-кочевника усвоить новое для него занятие, занятие строителя, очень сложное явление. А Оргежик быстро усваивает прогрессивное, передовое. Преодолев свою наивность, робость и простодушие, он становится строителем новой для тувинца жизнь. И не только… Он помогает своей невестке Севиль найти новую для тувинки работу, с его помощью брат распутный Долгай-оол встал на правильный путь. Он звал в город свою маму, но ей, пожилому человеку, трудно было расстаться с родными местами. Формирование новых черт национального характера в рабочей среде – вот что интересовало автора в первую очередь. «Имя этого строителя Оргежик, по-русски Сусленок, который лично ведет повествование. Задушевная интонация героя-рассказчика очень искренна и очень привлекательна. Писатель нашел этого героя в родном Шеми, где родником «журчит» пульс жизни» - так его охарактеризовал писатель

М.Б. Кенин-Лопсан этого произведения (Тувинская правда, 2003).

В образе Оргежика писатель отразил качества людей нового времени. Герой запоминается больше всего своей принципиальностью и активностью. Его активность вызвана высокими идейными стимулами и вдохновляется новыми нравственными идеалами. «Оргежик не только видит недостатки, но и стремится искоренить их» (Палкина, 1979: 79). Характер, поступки и внутреннее движение главного героя глубоко ощутимы для читателя. «Характер Оргежика также формируется в динамике. Писатель изображает становление морального, нравственного облика героя-современника. Это образ тувинца, приобщающегося к новой жизни, – пишет исследователь Р.А. Палкина. – <…> Городская жизнь полна для него неожиданностей. Писателю удалось изобразить становление характера современного тувинца с новым отношением к жизни, к работе, людям» (Палкина, 1979: 79-80).

Его герой Оргежик сохраняет реалистическую естественность своего характера. Сам процесс привыкания его к новой жизни, в рабочей среде прослежен автором с психологической убедительностью. В романе писатель акцент делает на формирование характера главного героя под влиянием бурно развивающийся действительности. На страницах тувинской прозы само появление этого нового образа многое значило, так как он тащит за собой целый ряд людей себе подобных, целый ряд новых образов нового общества. Через образ Оргежика показаны новые характеры строителей, таких как Галя, Бирлей, Оякпан, Вася, молодых энтузиастов с огромной энергии и достоинством. В центре внимания писателя находятся повседневная деятельность новых людей в городе, поэзия и сложность их труда на строительстве, те трудности, с которыми они сталкиваются. Автор сумел найти и смог показать, чем живет современный человек. В этом и заслуга писателя О. К. Саган-оола в развитии национальной прозы. 

Важная черта этого романа – глубинный психологизм характеров людей, строителей новой жизни. В романе О. Саган-оол обнаружил истинный талант прозаика, который позволил ему от начала действия романа до его логического завершения соблюсти основной закон жанра – единство характеров и художественных обстоятельств, в которых развертываются все действия.

Успеху романа «Родные люди» О. Саган-оола способствовало то, что в ней впервые в тувинской литературе нашли должное воплощение образы строителей новой жизни. Об этом было и отмечено в «Очерках тувинской советской литературы»: «В большой полотне тувинской литературы впервые нашел свое отражение образ рабочего» («Очерки тувинской советской литературы», 1975: 186). Автор сумел прежде всего через них художественно верно отразить некоторые актуальные проблемы современности, представил их жизненно достоверными, многогранными характерами.

Роман «Родные люди» свидетельствует об усилении образной основы творчества Олега Карламовича. Жизнь строителей в романе представлена не отдельными штрихами, а конкретными судьбами людей, запечатленными во всей их сложности.

Писатель О. Саган-оол осваивал новую проблематику, создал образ нового героя, что соответствовало глубоким и резким изменениям, произошедшим во всех сферах жизни.

В романе показывается сложное переплетение личного и социального, коллективного. Думается, что основной пафос романа «Родные люди» Олега Саган-оола в утверждении необходимости сочетания личного и общественного в психологии нового человека. В этой связи необходимо отметить, что в тувинской литературе сказались поиски новой личности, нового героя. Этим романом впервые в тувинской литературе героем становится рабочий, как главная движущая сила в развитии действительности. В финале романа «Родные люди» даны слова самого главного героя. В этих словах выражена идея и суть произведения: «Ничего, мама, не придется тебе за нас краснеть, еще будешь гордиться своими детьми – рабочими людьми <…>. Все мы – родные люди по одной рабочей совести…».

Творческое наследие классика тувинской литературы Олега Саган-оола остается до конца не исследованным. Настало время переоценить огромное духовное его наследие, одного из талантливейшего писателя, «первооткрывателя новых тем».

 

Список литературы:

1.       Бахтин М.М. Эпос и роман. – СПБ., 2000. – 304 с.

2.        Калзан А.К. Уроки Олега Саган-оола // Тув. правда. – 1983. – 30 апреля.

3.        Кенин-Лопсан М.Б. Писатель сердечной нежности // Тув. правда. – 2003. – 5 января.

4.        Москва приветствует тувинцев: обсуждение тув. литературы в СП РСФСР 17 октября 1974 // Улуг-Хем. – 1975. - № 15. – С. 209.

5.       Очерки истории тувинской советской литературы. – Кызыл, 1975. – 330с.

6.       Палкина Р.А. Роман в литературах Южной Сибири. – Горно-Алтайск, 1979. – 123 с.

7.        Татаринцева М.П. Первопроходец новых тем // Тув. правда. – 1983.- 30 января.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»